Руководитель пилотируемых программ NASA Билл Герстенмайер (Bill Gerstenmaier) заявил, что проводимые в апреле испытания парашютной системы частично многоразового космического корабля (КК) компании SpaceX Dragon 2 (Crew Dragon, Dragon V2) прошли неудовлетворительно. Об этом он сообщил на слушаниях парламентского подкомитета США по космосу.
Успешное приводнение возвращаемой капсулы комического корабля Dragon 2 после своего первого полёта SpaceX DM-1. 8 марта 2019 года. Кадр с трансляции NASA. Credit: NASA.
В апреле на сухом озере Деламар в штате Невада проводилось испытание парашютной системы КК Dragon 2. Испытаний, судя по всему, было несколько. Во время одного из них намеренно был выведен из строя один из четырёх парашютов в расчёте на то, что система задействует резервные. Однако что-то пошло не так, и капсула получила повреждения при посадке.
Герстенмайер заявил, что пока не ясно, с чем связана авария: с нарушением самой процедуры отделения капсулы при сбросе, с конструкцией парашютов, или с какими-то другими причинами. Сейчас, сказал он, специалисты NASA и SpaceX занимаются расследованием причин аварии.
Стоит отметить, что это были отнюдь не первые испытания парашютной системы этого корабля, а во время его тестового полёта парашютная система отработала гладко. Кстати, первоначально SpaceX планировала использовать управляемую посадку на ракетных двигателях, а парашютная схема была бы резервной. Это позволило бы добиться огромной точности при посадке, однако компания отказалась от такой схемы из-за высочайших требований NASA к безопасности, и, соответственно, сложности сертификации.
Это не первая известная проблема с кораблём компании. На Международной космической станции (МКС) появился запах изопропилового спирта сразу после стыковки с Dragon 2, а 20 апреля произошёл взрыв при испытании системы аварийного спасения, что привело к уничтожению использованной в миссии SpaceX DM-1 капсулы космического корабля. Всё это, скорее всего, приведёт к переносу первого пилотируемого запуска SpaceX DM-2 с июля на конец 2019 года. После этого планируются запуски от четырёх до семи человек по контракту с NASA.
Для выявления подобных проблем и нужны испытания. Многие эксперты отмечают, что подобные происшествия говорят о сырости Dragon 2 и наличии т.н. детских болезней. Это свойственно любой сложной технике и постепенно исправляется, а от этого космического корабля никто не планирует отказываться, работы по нему ведутся — рано или поздно, но Dragon 2 будет регулярно летать с людьми в космос.
Dragon 2 (Dragon V2, Crew Dragon) является глубокой модернизацией грузового беспилотного частично многоразового КК Dragon, который осуществляет доставку грузов на МКС и их возврат на Землю. На Dragon 2 была добавлена система жизнеобеспечения, аварийного спасения, была перепроектирована система управления, внесено множество мелких изменений в конструкцию корабля. Dragon 2 был анонсирован в 2014 году, а его первый полёт должен был состояться значительно раньше. Однако некоторые технические проблемы, беспрецедентные требования NASA к безопасности и даже приостановка работы правительства США в этом году привели к переносу сроков. Первый запуск (в беспилотном режиме) состоялся 2 марта этого года, состыковка с МКС была проведена на следующий день, а 8 марта корабль вернулся на Землю.
Напоминаем, что в 2011 году американцы потеряли возможность доставки людей в космос из-за закрытия программы «Спейс Шаттл», а единственным средством доставки экипажа на МКС стал российский «Союз». NASA решило передать инициативу создания новых космических кораблей в частные руки, начав программу Commercial Crew Program. В её рамках сейчас создают несколько новых пилотируемых КК. Dragon 2 стал первым запущенным из них. Его главный конкурент — Starliner (CST-100), создаваемый Boeing, совершит первый беспилотный запуск уже в августе, а пилотируемый в конце года, если, конечно, эти запуски не будут перенесены. Также в США создают ещё два пилотируемых КК — Orion, который уже был запущен в беспилотном варианте, и Dream Chaser, создаваемый компанией SpaceDev, а также несколько суборбитальных туристических кораблей.