Pulsar

Четверг, 10.07.2025, 19:29


Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход


Меню сайта
Категории
Новые статьи
Новое на форуме
Опрос
Имеет ли Вселенная край?
Всего ответов: 9425
Главная » Статьи » Необычные факты » 30.06.2025 » 22:11

Когда нет своего космического корабля, но есть амбиции: о важных особенностях частных космических полётов Axiom Space к МКС

Несколько дней назад начался Axiom Space Mission 4 — очередной коммерческий пилотируемый космический полёт к Международной космической станции (МКС), организованный американской компанией Axiom Space. Как и обычные полёты к МКС, они стали уже обыденными, на них мало обращают внимания в СМИ и иногда по инерции называют туристическими (пример 1, пример 2, пример 3, да, и я тоже). В русскоязычной «Википедии» начатый полёт тоже назван туристическим, хотя он таковым не является, в отличие от первого полёта. В этой статье рассказано о том, как туристические полёты Axiom Space превратились во что-то большее, как их используют страны, не имеющие своих космических кораблей и ракет-носителей, и как опыт их проведения можно использовать в России.

Примечание: далее для обозначения полётов будут использоваться их официальные сокращения. Например, Axiom Space Mission 1 — Ax-1.

Содержание: 

Кем и как организованы эти полёты?

Как уже указывалось выше, эти космические полёты организованы американской компанией Axiom Space. Она известна не только ими, но и тем, что создаёт скафандры для новой лунной программы США с широким международным участием «Артемида» и даже планирует создать собственный сегмент МКС, который должен будет отделиться и стать новой станцией. Однако у Axiom Space нет ни своего космического корабля, ни ракеты-носителя. Для этого она покупает полёты у американской космической компании SpaceX Илона Маска, которая использует свои ракеты Falcon 9 и корабли Crew Dragon. Так как стыковка производится с американским сегментом МКС, то все полёты согласуются с NASA.

Заказчики оплачивают места, а Axiom Space занимается всеми вопросами, связанными с организацией. В отличие от туристических полётов Inspiration4, Polaris Dawn и Fram2, в экипаже которых были только космические туристы, в организованных Axiom Space полётах, в независимости от состава экипажа, всегда есть опытный астронавт. Он нанимается компанией и имеет должность командира. Обычно полёты Axiom Space длятся около двух недель.

Запуск Ax-1. Credit: SpaceX.

Корабль Crew Dragon во время полёта Ax-2, снимок сделан с борта МКС. Credit: NASA.

Первый полёт — туристический 

О планах по использованию кораблей Crew Dragon компания Axiom Space сообщила весной 2020 года, а первый полёт Ax-1 был осуществлён через 2 года (08.04.22 — 25.04.22). Его экипаж:

  1. Майкл Лопес-Алегрия — американский астронавт, директор по развитию бизнеса в компании Axiom Space и фактически нанят ею же для проведения этого полёта, должность — командир корабля;
  2. Ларри Коннор — американский бизнесмен, космический турист, должность — пилот корабля;
  3. Эйтан Стиббе — израильский бизнесмен, космический турист, должность — специалист полёта;
  4. Марк Пати — канадский бизнесмен, космический турист, должность — специалист полёта.

Для Майкла Лопеса-Алегрия это был уже пятый полёт в космос, для остальных — первый. Это был туристический полёт, хотя Axiom Space предпочитала туристов называть частными астронавтами. Но тогда возникает вопрос: какие полёты в космос можно назвать туристическими? 

Экипаж миссии AX-1, слева направо: Ларри Коннор, Майкл Лопес-Алегрия, Марк Пати и Эйтан Стиббе.

Какие полёты в космос можно назвать туристическими?

Традиционно считается, что туристический полёт в космос — полёт, оплачиваемый из частных средств и осуществляемый в любых целях, кроме рабочих и научных. При этом какие-либо работы или научные эксперименты могут быть проведены во время таких полётов. Например, во время полёта Fram2 был получен первый в истории медицинский рентгеновский снимок в космосе. Но космические туристы оплачивают их не сколько ради науки, а ради себя: возможности побывать в космосе, почувствовать невесомость и увидеть Землю в иллюминаторе.

Из этого следует, что частный (коммерческий) астронавт далеко не обязательно является туристом. Например, Тоёхиро Акияма, первый японец и первый журналист в космосе, был частным космонавтом, его полёт оплатила компания Tokyo Broadcasting System. Он слетал в 1990 году на станцию «Мир» с целью сбора материала о советской станции для японского телевидения, проведения прямых репортажей и видеоуроков из космоса.

Эйтан Стиббе на МКС.

Как эти полёты начали использовать другие страны?

Не секрет, что сейчас лишь 3 государства способны отправить человека в космос: Россия, США и Китай. Вскоре к ним планирует присоединиться Индия, но об этом позже. Однако многие другие страны тоже хотят отправлять своих людей в космос. Это можно сделать по договорённости с «Роскосмосом» или NASA, что активно практикуется. Благодаря этому в космосе побывали граждане многих государств. Axiom Space предложила альтернативный вариант. И если полёт Ax-1 был полностью туристическим, то дальше состав экипажей начал меняться.

Экипаж полёта Ax-2 (21.05.23 — 31.05.23):

  1. Пегги Уитсон — американский астронавт, директор по пилотируемым полётам в компании Axiom Space и фактически нанята ею для проведения Ax-2, должность — командир корабля;
  2. Джон Шоффнер — американский бизнесмен, космический турист, должность — пилот корабля;
  3. Али Аль-Карни — астронавт Космического агентства Саудовской Аравии, должность — специалист полёта;
  4. Райяна Барнави —  астронавт Космического агентства Саудовской Аравии, должность — специалист полёта. 

Для Пегги Уитсон это был уже четвёртый полёт в космос, для остальных — первый. В полёте Ax-2 участвовал только один космический турист, ещё 2 места были выкуплены Космическим агентством Саудовской Аравии. Али Аль-Карни стал вторым астронавтом этой страны после Султана ибн Салмана Аль Сауди (отправился в космос в 1985 году на американском шаттле «Дискавери», полёт STS-51G), а Райяна Барнави — первая арабская женщина, совершившая полноценный орбитальный полёт (за год до неё суборбитальный туристический полёт совершила Сара Сабри из Египта). У них были и дублёры: Али Аль-Гамди и Мариам Фардус.

Экипаж Ax-2, слева направо: Пегги Уитсон, Джон Шоффнер, Али Аль-Карни и Райяна Барнави.

В экипаже Ax-3 (18.01.24 — 09.02.24) уже не было космических туристов:

  1. Майкл Лопес-Алегрия, должность — командир корабля;
  2. Вальтер Вилладей — астронавт Италии, должность — пилот корабля;
  3. Альпер Гезеравчи — астронавт Турецкого космического агентства, должность — специалист полёта;
  4. Маркус Вандт — астронавт Шведского национального и одновременно Европейского космического агентства, также имеет гражданство Норвегии, должность — специалист полёта.

Для Майкла Лопеса-Алегрия это был шестой полёт в космос, для Вальтера Вилладея — второй (первый был суборбитальным), для остальных — первый. Вальтер Вилладей отправился в космос в рамках соглашения между Axiom Space и Министерством технологических инноваций и цифрового перехода Италии, в 2008 году также проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в России. Альпер Гезеравчи — первый астронавт Турции. Маркус Вандт — первый «добравшийся» до космоса астронавт Европейского космического агентства из отряда 2022 года, его полёт частично оплачен шведской аэрокосмической компанией Saab AB. 

Экипаж Ax-3, слева направо: Вальтер Вилладей, Маркус Вандт, Майкл Лопес-Алегрия и Альпер Гезеравчи.

В экипаже Ax-4 (начался 25 июня 2025 года и продлится 2 или 3 недели) также не было космических туристов:

  1. Пегги Уитсон, должность — командир корабля;
  2. Шубханшу Шукла — астронавт Индийской организации космических исследований, должность — пилот корабля;
  3. Славош Узнаньский-Вишневский — астронавт Польского и одновременно Европейского космического агентства, должность — специалист полёта.
  4. Тибор Капу — астронавт Венгеровского космического бюро и одновременно Европейского космического агентства, должность — специалист полёта.

Для Пегги Уитсон это был уже пятый полёт в космос, для остальных — первый. Славош Узнаньский-Вишневский — второй польский астронавт после Мирослава Гермашевского, который полетел в 1978 году по программе «Интеркосмос» на советском космическом корабле «Союз-30». Тибор Капу — третий венгерский астронавт после Берталана Фаркаша (полетел в 1980 году по программе «Интеркосмос» на «Союзе-36») и Чарльза Симони (также имеет гражданство США, совершил 2 туристических полёта на кораблях «Союз ТМА-10» и «Союз ТМА-14» в 2007 и 2009 годах соответственно).

Отдельно стоит рассказать о Шубханшу Шукла. Как уже упоминалось выше, Индия развивает пилотируемую космонавтику. Создаваемый страной космический корабль «Гаганьян» проходит различные испытания, его первый беспилотный полёт может состояться уже в этом году. Планируется, что в первом пилотируемом полёте «Гаганьяна» будет участвовать Шубханшу Шукла. Поэтому во время Ax-4 он также будет набирать опыт космических полётов. Это второй индийский космонавт, совершивший орбитальный полёт. Первым был Ракеш Шарма, полетевший в 1984 году по программе «Интеркосмос» на советском космического корабле «Союз-Т11». Также в 2024 году суборбитальный полёт совершил космический турист из Индии Гопичанд Тхотакура.

Кстати, в полёте Ax-4 использовался совершенно новый космический корабль Crew Dragon Grace (русс. «Изящество»). Это пятый и последний построенный корабль этой серии из запланированных, а Ax-4 — 18 пилотируемый полёт для неё (Crew Dragon — частично многоразовый корабль). 

Экипаж Ax-4, слева направо: Шубханшу Шукла, Пегги Уитсон, Славош Узнаньский-Вишневский и Тибор Капу.

Экипаж Ax-5 пока неизвестен, но в Чехии и Великобритании планируют купить места для своих астронавтов. Имеются сведения, что все места могут быть выкуплены Великобританией.

Важно отметить, что страны получают не только возможность полететь на МКС, но и проводить исследования, подготовленные различными организациями и компаниями.

Как Россия может использовать опыт проведения таких полётов?

И хоть статья посвящена организованным Axiom Space полётам, нельзя не сказать о возможности использования опыта их проведения в России. И схожий опыт у нас уже есть!

Первой вспоминается упомянутая ранее советская программа «Интеркосмос». В её рамках космонавты разных стран совершали космические полёты на советских космических кораблях, но программа этим не ограничивалась: эти страны участвовали в создании различных спутников и в проведении исследований. Однако полёты по программе «Интеркосмос» корректнее сравнивать с полётами граждан различных стран на МКС по согласованию с «Роскосмосом», да и большую часть расходов по их проведению, согласно имеющимся сведениям, брала советская сторона. Больше на полёты Axiom Space похожи туристические полёты, организованные американской компанией Space Adventures по договорённости с российской стороной на «Союзах». Благодаря им в 2001 году был запущен американец Деннис Тито — первый в мире космический турист. Всего было организовано 8 таких полётов, последним стал «Союз МС-20» (08.12.21 — 20.12.21). Во всех них, кроме последнего, в экипаже был лишь один космический турист, а в экипаже «Союз МС-20» их было двое: Юсаку Маёдзава и Йодзо Хирано. Командиром был Александр Александрович Мисуркин, для него это был 3 полёт в космос, для туристов — первый. Однако не обязательно обращаться в Space Adventures, космический турист, организация или другое государство могут обратиться в «Главкосмос» — дочернюю компанию «Роскосмоса», которая занимается в том числе и организацией подобных полётов. Сейчас они осуществляются к МКС, но в будущем, если верить заявлениям официальных лиц, они будут осуществляться и к проектируемой Российской орбитальной станции (РОС). 

Экипаж «Союза МС-20», слева направо: Юсаку Маёдзава, Александр Мисуркин и Йодзо Хирано.

Главными преимуществами полётов Axiom Space, если сравнивать их с нашими возможностями, является большая частота полётов (они проводятся каждый год, при этом компания планирует в будущем проводить их ещё чаще) и большая вместимость кораблей Crew Dragon (4 человека, с теоретической возможностью увеличения до 7, против 3 на «Союзах»). Но по этим показателям мы можем догнать Axiom Space после начала полётов частично многоразовых космических кораблей «Орёл». Но летать они будут только к РОС. Конечно, большая частота таких полётов будет возможна только при наличии свободных стыковочных узлов, кораблей, ракет-носителей, и, что самое главное, заказчиков. 

Категория: Необычные факты | Добавил: shtonadobno (30.06.2025) | Автор: Колпаксиди Александр Павлович
Просмотров: 346 | Теги: МКС, SpaceX, Россия, рос, ax, Axiom Space, Crew Dragon, космический туризм
Всего комментариев: 0
avatar
Вход
Профиль
Четверг
10.07.2025
19:29

Интересное
Поиск по сайту

Новости космоса на главной странице Яндекса.

Добавьте наш виджет, кликнув по картинке, и будьте всегда в курсе последних событий.


Чат Пульсар
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0