Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) решило отложить первые запуски пилотируемых космических кораблей (КК) компаний SpaceX и Boeing. Причиной является доклад девяти экспертов НАСА, который посвящён возможным рискам при запуске новых КК.
Dragon V2 на орбите Земли в представлении художника.
В соответствии с установленными НАСА требованиями, новые пилотируемые космические корабли, разрабатываемые частными компаниями, должны обладать очень высокой надёжностью. Шанс аварий должен составлять не более 1 на 270 полётов (т.е. он не должен превышать 0,37%). Эксперты NASA как раз и раскритиковали некоторые технические особенности разрабатываемых КК, ставящие под угрозу жизнь астронавтов.
CST-100 Starliner на орбите Земли в представлении художника
К примеру, экспертам не понравилась нетрадиционная система заправки топливом, разработанная SpaceX. Или система экстренных мер, созданная на случай столкновения КК с микрометеоритом или космическим мусором.
Однако, как сообщили в отрасли, на доработку не уйдет много времени, да и оба корабля уже практически готовы. В SpaceX перенесли запуск КК Dragon V2, который должен был состояться летом этого года, на декабрь. А в Boeing перенесла запуск Starliner с ноября этого года на начало 2019.
Обе кампании делают большие ставки на свои проекты:
- В SpaceX планируют использовать Dragon V2 (глубокая модернизация грузового КК Dragon) для доставки людей на околоземную орбиту (до 7 человек) и пилотируемых полётов на Луну (2 человека). При этом сам корабль будет многоразовым.
- CST-100 Starliner сможет выводить на орбиту до 7 человек. При этом пока не планируется использовать этот КК для полётов на Луну. Планируется многоразовое использование спускаемой капсулы (до 10 раз). При этом по заявленным срокам активного существования «Старлайнер» уступает своему конкуренту из SpaceX.
Сейчас в США разрабатывают ещё два других пилотируемых КК: Orion и Dream Chaser. Разработкой «Ориона» занимается компания Lockheed Martin. Уже проведены лётные испытания этого КК в беспилотном режиме, а пилотируемые полёты должны будут начаться после 2020 года. Dream Chaser разрабатывается компанией SpaceDev, начало лётных испытаний запланировано на 2020 год.
После закрытия НАСА программы Space Shuttle в 2011 году США второй раз в истории потеряла возможность самим запускать пилотируемые миссии в космос. В первый раз такой перерыв, как известно, случился после закрытия программы «Аполлон» (последний запуск по этой программе состоялся в 1975 году в рамках проекта ЭПАС, или «Союз»-«Аполлон») и длился до создания и запуска первого шаттла в 1981 году. Во второй раз было решено отдать инициативу в руки частным компаниям, а до того времени, как они создадут свои космические корабли, использовать для полёта на МКС российский КК «Союз».