Четверг, 25.04.2024, 10:31

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2010 » Октябрь » 22 » Ученые выдвинули гипотезу эволюции двойной системы M33 X-7
22.10.2010 14:14

Ученые выдвинули гипотезу эволюции двойной системы M33 X-7

В рамках исследования рентгеновской двойной системы M33 X-7, обнаруженной в 2007 году, ученые выдвинули гипотезу, которая  описывает эволюцию этой  необычной системы, состоящей из странной тусклой звезды с массой около 70 масс Солнца и черной дыры с массой которой  около 16 солнечных.

Система M33 X-7 глазами художника. Иллюстрация Matthew McCrory, Francesca Valsecchi, Vicky Kalogera

Система M33 X-7 является рентгеновской двойной системой, которая находится в галактике Треугольника (M33). Обнаружить этот странный тандем удалось благодаря ее воздействию черной дыры на звезду, с которой она образует двойную систему. Черная дыра вращается вокруг нее с периодом в 3,5 суток, немного раскачивая звезду из стороны в сторону, заодно затмевая ее рентгеновское излучение.

До сих пор ученые не находили систем с подобными характеристиками. Интересна это бинарная система тем, что масса черной дыры необычно велика и расположена она слишком близко к звезде. Кроме того, для своей массы звезда слишком тусклая.

Авторы гипотезы,  применив компьютерное моделирование, разработали возможный сценарий эволюции системы M33 X-7. По мнению ученых, изначально она представляла собой систему из двух звезд, которые обращались  одна вокруг другой, имея первоначальную массу около 100 солнечных первого компонента и около 30 солнечных - второго. Так как изначально расстояние между звездами было небольшим, то в итоге более крупная звезда постепенно «обволокла» своего компаньона, в результате чего последний смог «захватить» часть материи большой звезды, которая по прошествии времени, пройдя процесс звездной эволюции быстрее, превратилась в черную дыру. При этом расстояние между двумя объектами еще уменьшилось.

Так как звезда из системы M33 X-7 получила материю необычным способом, ее свойства отличаются от свойств обычных больших звезд. Кроме того, находящаяся совсем рядом черная дыра влияет на звезду и изменяет распределение материи в ней, что сказывается на температуре и яркости светила. Наконец, звезда расположена как бы под наклоном к наблюдателю: она повернута к астрономам менее яркой экваториальной частью.

Как считают ученые, звезда - компаньон черной дыры сколлапсирует спустя два-три миллиона лет, превратившись в другую черную дыру, так что система превратится в бинарную систему из черных дыр, которые, скорее всего, затем  сольются в одну черную дыру.