Пятница, 26.04.2024, 01:33

Как Вы попали на сайт ?
Главная » 2020 » Март » 26 » Обнаружены сотни экзопланет с двумя солнцами
26.03.2020 21:43

Обнаружены сотни экзопланет с двумя солнцами

До недавних пор в поисках обитаемых экзопланет системы двойных звезд совершенно незаслуженно игнорировались.

Оказывается, планеты с двумя солнцами, не такая уж и редкость. © NASA

Экзопланеты с двумя солнцами уже давно стали привычными местами, где разворачиваются события научно-фантастических романов и фильмов. Одним из наиболее ярких и известных примеров этого представляется пустынная планета Татуин, родина Энакина и Люка Скайуокеров в знаменитой киносаге «Звездные войны». Но только в 2011 году ученые NASA, использующие космический телескоп Kepler, смогли предоставить четкие доказательства того, что такие экзопланеты, которые вращаются сразу вокруг двух звезд, действительно существуют. Открытая тогда планета получила название Кеплер-16b.

Планета с двумя солнцами

Несмотря на впечатляющее открытие, ученые продолжали считать, что такие планетные системы крайне редки из-за сложного притяжения сразу двух солнц. Но это мнение оказалось совершенно неверным, пишет астрофизик Пол М. Саттер в статье для Space.com. Это выяснилось в результате нового анализа миллионов звезд и обнаружения экзопланет, которые были зарегистрированы и каталогизированы космическим телескопом ESA с 2013 года.

На самом деле существуют только два сценария, при которых планеты справляются со сложными гравитационными силами двух звезд. Если звезды расположены очень далеко друг от друга, планета может вращаться вокруг одной звезды - тогда другая будет видна с поверхности планеты как ярко сияющая звезда на небе. В другом случае обе звезды находятся близко друг к другу - тогда планета вращается на безопасном расстоянии вокруг своего двойного солнца, как будто это просто одно небесное тело.

Обнаружено 300 экзопланет

Эти кажущиеся невероятными звездные констелляции, вероятно, встречаются значительно чаще, чем можно было предположить. Исследователи обнаружили в ходе своего целенаправленного поиска уже 300 экзопланет, которые могли бы «похвастаться» двойными солнцами. До сих пор астрономическая наука фактически игнорировала двойные звезды для поиска (обитаемых) экзопланет, потому что ученые считали их возникновение крайне маловероятным в принципе. В случае же обнаруженных 300 планет речь идет, скорее всего, о констелляциях, в которых двойные звезды были неправильно истолкованы телескопом как одиночные звезды.

Саттер говорит о десятилетиях научного замешательства и неуверенности: «Поскольку мы не часто обращали внимание на поиск планет в двойных солнечных системах, мы практически не имели шансов их обнаружить. Мы ничего такого не искали, поэтому и не находили». Исследователь считает, что осознание того, что такие двойные солнца встречаются весьма часто, обязательно следует учитывать при поиске новых экзопланет.