2022 год стал для многих людей, к сожалению, очень тяжёлым, а для кого-то даже самым ужасным в их жизни, но вот для космонавтики этот год оказался невероятно ярким и продуктивным.
В первой части кратко приведена статистика космических запусков с динамикой её изменения, а также кратко статистика и интересные события пилотируемой космонавтики. Во второй части рассмотрено воздействие политических событий на космонавтику, запуски новых ракет-носителей, интересные события из мира космонавтики и важные события, связанные с исследовательскими миссиями.
Содержание:
Статистика космических запусков 2022 года
Всего в 2022 году было совершено 186 космических запусков, из которых 178 были полностью успешными. Суборбитальные запуски не учтены.
В 2021 году было совершено 134 полностью успешных космических запуска из 115, в 2020 — 104 из 114, в 2019 — 96 из 102, в 2018 — 111 из 114, в 2017 — 83 из 90.
На этот раз лидером по числу запусков стали США, значительно оторвавшись от других государств. В стране было осуществлено 75 успешных космических пуска, ещё 1 оказался частично неудачным и 2 полностью неудачными. Эти и другие аварии будут рассмотрены отдельно. Нужно отметить, что начиная с 2018 года в лидерах всегда был Китай, США же были обычно на 2 месте. Но в этом году американцы обогнали китайцев, причём с существенным отрывом. Но в лидеры США вывел лишь один игрок — космическая компания SpaceX, главой которой является небезызвестный миллиардер Илон Маск. Предприятие осуществило 61 запуск, все успешные. В 2021 году у США было 43 успешных пуска, в 2020 — 34, 2019 — 21, в 2018 — 31, в 2017 — 29.
Стоит отметить, что в некоторых источниках запуски компании Rocket Lab считают американскими, при таком подсчёте у страны 84 успешных пуска. Rocket Lab действительно является американской компанией и в последнее время даже начинает сотрудничать с правительством США. Однако собственная стартовая площадка Rocket Lab Launch Complex 1, как и производственные мощности, находятся на территории Новой Зеландии. А вот в будущем ожидаются первые запуски компании со своего второго пускового комплекса, находящегося на острове Уоллопс в штате Вирджиния, США.
Китай впервые с 2017 года оказался не на первом месте, хотя в стране было осуществлено 62 успешных запуска, 2 стали неудачными. В 2021 у китайцев было 52 успешных пуска, в 2020 — 35, в 2019 — 32, в 2018 — 38, а в 2017 лишь 8.
Россия занимает третье место с 21 успешным пуском, аварий не было. В 2021 году у страны было 23 успешных запуска, в 2020 — 15, в 2019 — 21, в 2018 — 16, в 2017 — 17.
Один российский запуск в 2021 году является... спорным, и в разных источниках может указываться как успешный, частично неудачный или полностью неудачный. Связан он с запуском РН «Ангара-А5» с разгонным блоком «Персей» и габаритно-массовым макетом полезной нагрузки (ПН). По данным зарубежных средств контроля за космическим пространством, «Персей» не смог вывести макет ПН на геостационарную орбиту. «Роскосмос» отказался комментировать данную информацию, так как заказчиком пуска было Минобороны РФ, которое тоже не прокомментировало ситуацию.
Как и в случае с США, в некоторых источниках может учитываться запуск ракеты-носителя (РН) «Союз-СТ-А» с космодрома Куру во французской Гвиане. Он был осуществлён европейской компанией Arianespace.
Благодаря компании Rocket Lab, о которой уже упоминалось ранее, с территории Новой Зеландии было произведено 9 успешных пусков, все успешные. В 2021 году с территории этого островного государства было произведено 5 успешных пусков, в 2020 — 6, в 2019 — 6, в 2018 — 3, а в 2017 году была попытка совершить один запуск, который окончился неудачей.
Индия совершила 4 успешных запуска, ещё 1 оказался неудачным. В 2021 году страна провела лишь 1 успешный запуск, второй закончился аварией. В 2020 году у Индии было 2 успешных запуска, в 2019 — 6, в 2018 — 7, в 2017 — 4.
Европейский союз произвёл 4 успешных запуска (с учётом упомянутого запуска РН «Союз-СТ-А» с космодрома Куру), 1 неудачный. В 2021 году ЕС произвёл 7 успешных пуска, в 2020 — 6, в 2019 — 6, в 2018 — 10, в 2017 — 11.
Иран в кои-то веки смог осуществить успешный запуск, правда, только один. Все эти годы попытки запуска в этой стране оканчивались авариями, последний же успешный запуск был осуществлён лишь в 2015 году.
Республика Корея также может похвастаться одним успешным пуском, причём это первый успешный космический запуск этого государства с 2013 года!
Замыкает список Япония. В 2022 году в стране попытались осуществить лишь один пуск, но он окончился аварией. В 2021 году в Стране восходящего солнца было осуществлено 3 успешных запуска, в 2020 — 4, в 2019 — 2, в 2018 — 6, в 2017 — 6.
Наибольшее число космических запусков среди всех совершённых в 2022 году — 60 пусков, все успешные — приходится на ракету-носитель Falcon 9 (версии Block 5) компании SpaceX. В 2017, 2018, 2020 и 2021 годах Falcon 9 также была в лидерах по числу пусков.
Наибольшее число запусков среди всех совершённых в 2021 году приходится на ракету-носитель Falcon 9 компании SpaceX. Credit: SpaceX.
Вообще, компания SpaceX окончательно захватила рынок космических запусков в США и значительно укрепила свои позиции на мировом рынке. Причём некоторые из пусков РН Falcon 9 предприятие Илона Маска осуществляло буквально друг за другом: 16-17 декабря было осуществлено 3 запуска этой ракеты за 36 часов. Также в 2022 году SpaceX впервые с 2019 года запустила свою РН сверхтяжёлого класса Falcon Heavy. Могла бы, кстати, и вторую, но у зонда NASA Psyche, который и должен был быть запущен на этой ракете, была найдена ошибка в программном обеспечении, поэтому пуск пришлось перенести на 2023 год.
Нештатные ситуации при запусках РН
В 2022 году было 7 таких событий, из-за которых 6 пусков окончились аварией и потерей ПН, и ещё 1 пуск — частичной неудачей. Почти все аварии приходятся на новые РН или на их новые модификации.
2 аварии пришлись на РН Rocket 3.3 американской компании Astra Space. Первая произошла 10 февраля, вторая случилась 12 июня. При этом компания 15 марта провела второй успешный (первый состоялся в ноябре 2021 года) пуск этой ракеты. Все запуски проводились с частного стартового комплекса Кадьяк на Аляске. Кстати, после очередной аварии Astra Space заявила о создании новой РН, получившей обозначение Rocket 4. Её первый запуск планируется в 2024 году, она заменит Rocket 3.3, которая будет выведена из эксплуатации.
Частичной неудачей закончился запуск РН Firefly Alpha американской компании с украинским прошлым Firefly Aerospace. Это был уже второй пуск этой ракеты, первая же попытка, состоявшаяся в сентябре 2021 года, окончилась взрывом. Старт был произведён 1 октября с космодрома на базе Ванденберг ВВС США. Первоначально казалось, что всё прошло гладко, и небольшая (так как запуск был тестовым) ПН в виде нескольких спутников была успешно выведена на заданную орбиту. Но дальнейшие наблюдения показали, что спутники были выведены на слишком низкую орбиту, из-за чего быстро с неё сошли.
4 запуск РН лёгкого класса «Гипербола-1», созданной китайской компанией iSpace, вновь закончился неудачей. Пуск состоялся 13 мая с космодрома Цзюцюань, на борту РН находился спутник Jilin-1 Mofang-01A(R). Авария случилась после отделения первой ступени, но точные причины iSpace не раскрывает. Стоит отметить, что это была уже третья подряд авария этой ракеты, хотя её самый первый запуск, состоявшийся в 2019 году, был успешным.
7 августа неудачей окончился запуск новой индийской РН лёгкого класса SSLV (Small Satellite Launch Vehicle, русс. «Малая ракета-носитель для спутников»), на борту которой было 2 спутника суммарной массой 143 кг. Пуск SSLV состоялся со стартовой площадки Космического центра имени Сатиша Дхавана, который расположен на острове Шрихарикота на юго-востоке Индии. Неисправность возникла в четвёртой ступени РН, которая использует жидкое топливо, остальные же три твердотопливные ступени отработали штатно.
В Японии, как уже указывалось ранее, был осуществлён лишь один запуск, но он завершился неудачей. Авария произошла с уже проверенной РН лёгкого класса Epsilon, запуск которой с несколькими спутниками на борту состоялся 12 октября с территории Космического центра Утиноура. Сбой произошёл в работе третьей ступени, РН была дистанционно взорвана специалистами после в целях безопасности. Это был 6 пуск Epsilon и первый неудачный.
15 декабря аварией также закончился первый запуск с космодрома Цзюцюань китайской РН среднего класса Zhuque-2 (ZQ-2), созданной компанией LandSpace. Кстати, в октябре 2018 года компания пыталась запустить свою первую РН, получившую название Zhuque-1 (ZQ-1), но тот пуск тоже окончился аварией. LandSpace предпологает, что авария произошла из-за нонилусного (т. е. вспомогательного подруливающего) двигателя TQ-11 второй ступени.
21 декабря аварией окончился запуск европейской РН лёгкого Vega C с французскими спутниками дистанционного зондирования Земли Pléiades Neo 5 & 6, произведённый с космодрома Куру во Французской Гвиане. Предполагается, что сбой произошёл в двигателе Zefiro 40 второй ступени. Vega C — новая модификация РН Vega с большей мощностью и гибкими вариантами конфигурации. Первый пуск Vega C, кстати, был произведён 13 июля 2022 года, он был успешным. Запуск 21 декабря был вторым для Vega C.
Отдельно стоит отметить аварию во время запуска суборбитального космического корабля (КК) New Shepard компании Blue Origin, которая произошла 12 сентября. Пуск производился с территории собственного частного космодрома компании в американском штате Техас. New Shepard создавался в первую очередь для туристических суборбитальных полётов, которые он активно совершает с 2021 года, но в этот раз борту не было людей. Зато было 36 различных научных приборов и экспериментов, из которых 18 создано в рамках программы NASA Flight Opportunities. Изначально полёт проходил нормально, но через минуту после старта двигатель BE-3 сначала начал выдавать гораздо больше пламени, затем ракета начала крениться, после чего сработала система аварийного спасения корабля. Благодаря ей капсула отлетела от неисправной РН, достигла высоты 11 км, раскрыла парашюты и совершила мягкую посадку. Несмотря на аварию, есть и небольшой положительный момент: система аварийного спасения New Shepard на практике подтвердила свою работоспособность. Да, в этот раз она спасала лишь дорогостоящие научные приборы, но если бы на борту были люди, то они бы не пострадали.
Люди в космосе
В 2022 году в космосе побывало 42 человека, из которых 24 совершили полноценный орбитальный полёт, а 18 — суборбитальный. Профессиональных космонавтов было 20 человек, остальные были космическими туристами. Из них 4 совершили полноценный орбитальный полёт, а 18 — суборбитальный.
Люди в космосе в 2022 году: 30 человек было запущено США (8 астронавтов, 4 космических туриста и 18 суборбитальных туристов), по 6 космонавтов Россией и Китаем.
Люди в космосе в 2022 году: 12 человек было запущено КК Crew Dragon (8 астронавтов и 4 космических туриста), по 6 космонавтов КК «Союз» и «Шэньчжоу».
В США все полноценные пилотируемые космические полёты пришлись на КК Crew Dragon компании SpaceX. Два полёта — миссии SpaceX Crew-4 (27.04.22 — 14.10.22) и SpaceX Crew-5 (06.10.22 — 04.23 (план)) — были совершены к Международной космической станции (МКС) в рамках контрактов с NASA. Но была и уникальная миссия — SpaceX AX-1, в рамках которой к МКС отправилось сразу 4 космических туриста! Полёт был проведён SpaceX по соглашению с компанией Axiom Space. В космос отправились: американцы Майкл Лопес-Алегрия (капитан корабля) и Ларри Коннор (пилот), канадец Марк Пати (специалист полёта 1) и израильтянин Эйтан Меир Стиббе (специалист полёта 2). При этом для Майкла это был уже пятый полёт в космос, но первый в качестве космического туриста.
Экипаж миссии SpaceX AX-1. Слева направо: Ларри Коннор, Майкл Лопеса-Алегрии, Марк Пати и Эйтан Меир Стиббе. Credit: SpaceX/Axiom Space.
На борту МКС первый частный экипаж провёл более 25 различных экспериментов. Он должен был провести на борту станции 11 суток, но из-непогоды в месте посадки провёл более 15 и вернулся на Землю 25 апреля, приводнившись в Атлантическом океане.
Ранее космические туристы летали к МКС только на российских кораблях, при этом всегда в составе экипажа из профессиональных космонавтов и в рамках миссий, фактически осуществляемых государством. Последний туристический полёт состоялся после долгого перерыва в декабре 2021 года в рамках миссии «Союз МС-20».
Для SpaceX это уже не первый полностью туристический пилотируемый полёт в космос. В 2021 году компания осуществила миссию Inspiration4, экипаж которой впервые в истории состоял только из космических туристов. И это был не суборбитальный полёт, как было в случае с New Shepard или SpaceShipTwo, а полноценная орбитальная миссия. Но тогда КК Crew Dragon не проводил стыковку с МКС.
Во всех миссиях на борту Crew Dragon находилось по 4 человека.
Важным достижением для международного космического сотрудничества является подписание соглашения по перекрёстным полётам. В его рамках российские космонавты будут летать в космос на американских космических кораблях Crew Dragon и в перспективе на CST-100 Starliner, а американские астронавты смогут продолжать летать к МКС на российских кораблях «Союз» (с 2011 по 2020 годы полёты к станции осуществлялись только на российских КК «Союз»). Это соглашение нужно и «Роскосмосу», и NASA. Так российские космонавты будут знать устройство американских кораблей, а американские астронавты, соответственно, не будут забывать российские, что может понадобиться в экстренной ситуации. Также специалисты обеих стран будут поддерживать друг с другом профессиональные связи и обмениваться опытом по подготовке космонавтов для работы на станции. И главное: две космические державы сохраняют связи друг с другом, несмотря на всё происходящее в мире.
Первый астронавт NASA отправился на МКС в рамках соглашения о перекрёстных полётах 21 сентября. Им стал Франсиско Карлос Рубио, который вместе с Сергеем Валерьевичем Прокопьевым и Дмитрием Александровичем Петелиным полетел на КК «Союз МС-22» «К. Э. Циолковский». Это событие не вызвало какого-либо большого интереса в обществе, так как полёты американских астронавтов на российских кораблях — дело привычное.
Экипаж КК «Союз МС-22». Слева направо: Франсиско Рубио, Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин. Credit: Госкорпорация «Роскосмос».
А вот полёт российских космонавтов на американских кораблях вызвал больший интерес.
Ещё летом стало известно, что на КК Crew Dragon полетит три наших космонавта: Анна Юрьевна Кикина, Андрей Валерьевич Федяев и Константин Сергеевич Борисов (однофамилец Юрия Ивановича Борисова, нового главы Госкорпорации «Роскосмос»). И 5 октября вместе с экипажем миссии SpaceX Crew-5 на КК Crew Dragon Анна Кикина отправилась на МКС! Вместе с ней полетели также американцы Николь Онапу Манн (командир) и Джош Аарон Кассада (пилот), а также японец Коити Ваката (специалист миссии).
Экипаж SpaceX Crew-5, слева направо: Анна Кикина, Джош Кассада, Николь Манн и Коити Ваката. Credit: NASA/SpaceX.
Планируется, что Андрей Федяев полетит к МКС в рамках миссии SpaceX Crew-6 уже в новом году, а полёт Константина Борисова состоится в рамках миссии SpaceX Crew-7 в 2024 году. В перспективе соглашение по перекрёстным полётам может быть расширено.
В США также активно осуществлялись суборбитальные туристические полёты, но они происходили только на корабле New Shepard компании Blue Origin. КК SpaceShipTwo компании Virgin Galactic полётов в 2022 году не осуществлял. Благодаря 3 запускам New Shepard 18 туристов совершили суборбитальный космический полёт. Планировалось, что пусков будет больше, но после упомянутой выше аварии New Shepard во время проведения научной беспилотной миссии все полёты были перенесены на время расследования.
В России в 2022 году было запущено два пилотируемых КК: «Союз МС-21» «С. П. Королёв» и упомянутый ранее «Союз МС-22» «К. Э. Циолковский». На обоих кораблях было по 3 человека. Уже после стыковки к МКС, на КК «Союз МС-22» возникла авария в системе терморегулирования. На кадрах с трансляции было видно, как из «Союза» в космос струёй бьёт теплоноситель. По предварительным данным, причина аварии кроется в попадании микрометеорита.
На этом кадре с трансляции NASA видно, как из «Союза МС-22» бьёт теплоноситель. Credit: NASA.
В отсеках корабля начала расти температура, что угрожало работоспособности систем. Но её быстро удалось понизить за счёт вентиляции холодным воздухом со станции и отключения ряда систем. Сейчас МКС и экипажу ничего не угрожает, но проблемы могут возникнуть во время возврата КК с орбиты. Хоть температура сейчас и не превышает +30 °C, «Союз МС-22» состыкован с МКС, часть его приборов отключена (а любая работающая электроника греется, вопрос лишь в том, насколько сильно), в нём нет космонавтов (живые существа тоже выделяют тепло) и он вентилируется холодным воздухом
. После отстыковки от МКС ситуация изменится, что может привести к более серьёзному перегреву, лавинообразному выходу систем КК из строя и катастрофе. Вероятность такого исхода сейчас оценивают специалисты. Если риски будут слишком высоки, то придётся возвращать экипаж «Союза МС-22» с помощью «Союз МС-23», а экипаж последнего запускать позже. В январе специальная комиссия должна вынести решение, и если потребуется «Союз МС-23», то запустить его можно будет уже во второй половине февраля. Также остаётся вариант возвращения с использованием американских КК Crew Dragon: в NASA сообщили, что готовы при необходимости в срочном порядке подготовить и запустить один такой корабль для возврата экипажа «Союза МС-22». Подобную решимость, а также общую помощь американцев в связи с аварией, высоко оценил глава «Роскосмоса» Юрий Иванович Борисов. Он, кстати, 15 июля заменил в этой должности Дмитрия Олеговича Рогозина.
В Китае также было запущено два пилотируемых КК: «Шэньчжоу-14» и «Шэньчжоу-15». Оба отправились к первой китайской многомодульной орбитальной станции «Тяньгун» (русс. «Небесный дворец»/«Небесный чертог»). В этом году она, кстати, обзавелась ещё двумя модулями: 24 июля «Тяньгун» стала по-настоящему многомодульной после того, как с ней состыковался её второй модуль «Вэньтянь» (русс. «Вопрошание к Небу»), а с её третьим и последним модулем «Мэнтянь» (русс. «Небо мечты»), состыковавшимся с ней 3 ноября, завершилась сборка «Тяньгун». Это третья в истории космонавтики многомодульная станция после «Мир» и МКС.
Полностью собранная станция «Тяньгун». Иллюстрация. Credit: CNSA.
Во второй части рассмотрено воздействие политических событий на космонавтику, интересные события из мира космонавтики и важные события, связанные с исследовательскими миссиями.
Первоисточник статьи
Author: Колпаксиди Александр Павлович.