Пятница, 26.04.2024, 02:17

Какая планета лишняя?
Главная » 2018 » Март » 27 » Загадочный экзомеркурий K2-229b размером с Землю
27.03.2018 15:04

Загадочный экзомеркурий K2-229b размером с Землю

Вокруг далекой звезды, похожей на Солнце, вращается планета земных размеров, но так близко к светилу, как наш Меркурий. Без катастрофических сценариев ее существование объяснить просто невозможно.

Иллюстрация NASA, Ames, JPL-Caltech

Еще несколько лет назад для исследователей планет все выглядело значительно проще. Из-за отсутствия технических возможностей они не могли «выглянуть» за пределы Солнечной системы. Поэтому им оставалось лишь выдвигать на основании разрабатываемых ими же моделей версии о становлении и возникновении планет, строя свои предположения на примерах известных им объектов – от Меркурия до Плутона. До поры до времени они с полной убежденностью объясняли, как каменные планеты превращаются в типичные меркурии и земли, и почему газовые гиганты, как Нептун и Сатурн, выглядят так, как они выглядят, и кружатся там, где они кружатся.

Но все это в корне изменилось, когда стали открывать все новые и новые экзопланеты. Зачастую эти объекты обладают настолько экзотическими свойствами, что их даже нельзя сравнивать с созданными теоретиками моделями планет «других солнечных систем». Наглядный пример такого положения вещей представил Александр Сантерн из французского университета Экс-Марсель в соавторстве с 46 другими исследователями в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy. Предметом их изучения стал необычный экзомеркурий, размеры которого соответствуют размерам Земли.

Странный меркурий системы К2-229 был просчитан исследователями на основании данных наблюдений космического телескопа Kepler за 2016 год. В этой системе сразу три планеты вращаются вокруг карликовой звезды класса К, расположенной в созвездии Девы. Две внешние планеты, по мнению ученых, особого внимания не заслуживают. Но вот внутренняя планета K2-229b привлекла их внимание своими совершенно необычными свойствами. По размерам она примерно равна Земле, при этом масса ее составляет около 2,59 земных, что делает ее столь ж плотной, как и наш Меркурий, состоящий примерно на 70 процентов из металлического ядра и только на 30 процентов из силикатных каменных пород, образующих его оболочку. У всех остальных каменных планет Солнечной системы, как Венера, Земля и Марс, это выглядит с точностью до наоборот: здесь металлическое ядро составляет около 30 процентов, а все остальное приходится на долю каменной оболочки. Если исходить из стандартной теории, то планета земного размера, каковой и является K2-229b, вращающаяся вокруг звезды G солнечного типа, должна иметь такую же плотность, как и Земля. Что же здесь не так?

Сантерн и его соавторы рассуждают о нескольких возможных сценариях. Можно было бы предположить, например, что экзомеркурий в своей молодости имел значительно большие размеры, но затем каким-то образом утратил значительную часть своей каменной оболочки, превратившись в результате гипотетической катастрофы в такой себе «остов» из металлического ядра. Можно предположить, что такая утрата коры была вызвана близостью планеты к своей центральной звезде: K2-229b обращается вокруг своего светила всего за 14 часов, причем значительно ближе, чем Меркурий к Солнцу. В результате такой близости поверхность экзомеркурия нагревается до температуры в 2330 градусов Кельвина. Но при этом уже известны экзопланеты, которые подвергаются такому же температурному воздействию, не утрачивая при этом под действием сверхвысокого жара свои оболочки.

Альтернативная версия рассматривает возможность, что эрозию на экзомеркурии могли вызвать вихри магнитных полей или вспышки света. Не исключают астрономы и столкновения, как это было с Теей и Протоземлей, в результате которого образовалась Луна. Такие версии могли бы подтверждаться другими признаками, например, наличием экзолун и т.д.

Как бы там ни было, исследования системы будут продолжены, и астрономы надеются здесь на новые открытия.