Пятница, 26.04.2024, 05:35

Наше Солнце это?
Главная » 2011 » Июнь » 19 » Ученые миссии «Мессенджер» подвели промежуточный итог исследования Меркурия за три месяца
19.06.2011 08:51

Ученые из NASA делают новые открытия, связанные с планетой Меркурий. Данные зонда «Мессенджер»  - первого космического аппарата, который находится  на орбите Меркурия - дают ученым важную информацию о происхождении планеты, ее геологической истории, а также помогают понять динамику внутренних и внешних процессов, протекающих на ней.

Меркурий. Фото NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Carnegie Institution of Washington.

Специалисты миссии «Мессенджер»  подвели промежуточный итог исследования Меркурия за три месяца работы аппарата на его орбите. Напомним, что «Мессенджер» (MESSENGER, в переводе - «посланник») стартовал 3 августа 2004 года с мыса Канаверал. С целью экономии топлива аппарат было решено отправить к Меркурию  не напрямик, а обходным путем с помощью серии гравитационных маневров, в которых для ускорения и торможения служила гравитация планет. В результате «Мессенджер» пролетел по Солнечной системе более 7,8 миллиардов километров, совершив при этом более 15 витков вокруг Солнца, пролетев один раз мимо Земли, два – мимо Венеры и три - мимо самого Меркурия. 17 марта 2011 года аппарат наконец вышел на орбиту самой близкой к нашей звезде планеты.

К настоящему времени зонд отправил на Землю десятки тысяч снимков меркурианской поверхности в отличном качестве, на которых запечатлены как регионы Меркурия, о которых ученые могли судить только по нечетким снимкам,  так и ранее невиданные участки планеты. Кроме того, аппарат выполнил многочисленные замеры химического состава, магнитного поля и начал создание топографической карты Меркурия.

Анализ измерения концентрации ключевых химических элементов на Меркурии дал интересный результат. Оказалось, что соотношения некоторых элементов в поверхностных породах Меркурия в среднем резко отличаются от пород, скажем, Луны. Весьма удивило исследователей и большое количество серы на поверхности Меркурия. По их мнению, это означает, что планета изначально формировалась из части протопланетного облака с меньшим содержанием кислорода, чем другие внутренние планеты Солнечной системы. Возможно, что появлению серосодержащих элементов на Меркурии способствовали активные вулканические процессы, протекавшие на планете.

Изображения 45-километрового кратера Дега, полученные аппаратами «Маринер-10» (слева) и «Мессенджер» (справа). Фото NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Carnegie Institution of Washington.

На некоторых предыдущих снимках Меркурия ученые видели  яркие пятнистые отложения на дне ряда кратеров. Без снимков в высоком разрешении понять, что это такое, было невозможно. Теперь выяснилось, что это скопления лишенных гребня ям неправильной формы от нескольких сотен метров до нескольких километров в диаметре, которые  зачастую  окружены диффузным гало, состоящим из вещества с более высокой светоотражающей способностью, чем сама поверхность Меркурия. Подобные светлые отложения  находятся на центральных пиках, кольцевых пиках и краях кратеров. «Мы все еще спорим об их происхождении, но похоже, что это относительно молодые образования. Они могут означать, что в коре Меркурия содержится больше летучих элементов, чем считалось ранее», - поясняют специалисты.

Более ранние  наземные радиолокационные наблюдение показывали наличие на полюсах Меркурия отложений внутри постоянно затененных кратеров, которые могут состоять из водного и других льдов. «Мессенджер» пока только проверяет эту гипотезу применительно к северному полюсу, однако, судя по предварительным данным, полученным от лазерного альтиметрома на борту «Мессенджера», кратеры достаточно глубоки, так что эта теория может подтвердиться.

Магнитное поле Меркурия смещено и в северном полушарии сильнее, чем в южном. Иллюстрация NASA.

Ну и конечно, ученых удивило магнитное поле планеты. Еще в далеком 1974 году аппарат «Маринер-10» обнаружил в магнитосфере Меркурия вспышки частиц высокой энергии. Во время  сближением с планетой в 2008 и 2009 годах  «Мессенджер»  не заметил ничего подобного. Однако выйдя на орбиту, зонд смог подтвердить существование вспышек. Анализ данных показывает, что они являются результатом взаимодействия магнитного поля планеты с солнечным ветром. Также оказалось, что в северном полушарии поле сильнее, чем в южном, а магнитный экватор планеты находится в 480 километрах  к северу от географического. Если представить, что внутри планеты спрятан постоянный магнит, то в случае с Меркурием его, магнита, середина оказалась бы сдвинута вверх от географического экватора примерно на 0,2 радиуса. Это означает, что южный полюс Меркурия меньше защищен от бомбардировки заряженными частицами солнечного ветра, то есть его поверхность здесь больше подвержена космическому выветриванию.

Итак, за три месяца работы ученые получили много свежей информации  о Меркурии. Многие старые идеи отбрасываются, новые наблюдения приводят к иному пониманию процессов эволюции и жизни планеты. Основная миссия «Мессенджер» продлится еще три года, так что нас ждет еще немало сюрпризов.