Воскресенье, 25.02.2018, 06:26

Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Главная » 2018 » Январь » 21 » Ученые с помощью Меркурия определили скорость потери Солнцем своей массы
21.01.2018 09:44

Ученые с помощью Меркурия определили скорость потери Солнцем своей массы

Ученые, анализируя орбиту Меркурия, определили скорость потери Солнцем своей массы. Это первое подобное исследование, основанное на наблюдении. Ранее оценки скорости потери массы Солнцем носили лишь теоретический характер.

Исследование опубликовано в научном журнале Nature Communications.

Наша родная звезда постоянно теряет массу. Как и множество других звезд во Вселенной.

Для своего исследования ученые выбрали орбиту Меркурия. Это объясняется тем, что орбита Меркурия крайне чувствительна к подобным изменениям. "Меркурий является подходящим объектом для оценки потери массы Солнцем, ведь его орбита весьма чувствительна к гравитационному влиянию и активности нашей звезды", - сказал главный автор нового исследования Антонио Женова из Центра космических полетов Годдарда (НАСА). Мало того, длительное время на орбите Меркурия находилась АМС НАСА "Мессенджер", передавшая людям бесценные научные данные о самой близкой к Солнцу планете. Данные об орбите Меркурия, полученные этой АМС, использовали исследователи в своих расчетах.

Исследование основано на одном интересном феномене. Как известно, со временем орбиты планет Солнечной системы расширяются. Это происходит потому, что наша звезда постепенно теряет массу, и ее гравитационное влияние ослабевает  Проанализировав движение Меркурия и учтя вклады гравитационного воздействия со стороны объектов Солнечной системы на это движение и других влияющих на него факторов, ученые смогли оценить расширение орбиты Меркурия за счет потери массы Солнцем. На основе этих данных стало понятно, с какой скоростью Солнце теряет массу.

Результаты исследования очень близки к теоретическим расчетам, и помогли уточнить их. Так они оказались слегка меньше теоретических расчетов, но имеют меньшую неопределенность. Итак, скорость потери массы звездой составляет примерно один процент от исходной массы в течение 10 миллиардов лет. Этого достаточно, чтобы ослабить гравитационное влияние Солнца настолько, чтоб орбиты планет Солнечной системы начали расширятся со скоростью 1,5 сантиметра в год на одну астрономическую единицу. Это достаточно малая величина, и такое расширение почти не влияет на физические условия поверхностей или атмосфер планет, например.

Но как Солнце теряет свою массу?  Это происходит в основном с помощью солнечного ветра. Солнечный ветер представляет с собой поток частиц (в основном ионов), идущий от Солнца со скоростью 300—1200 км/с. Не только Солнце теряет массу, этим "промышляют" и другие звезды во Вселенной, а самые крупные звезды могут терять за один земной год массу, превышающую в сотни раз массу Земли.