Вторник, 19.03.2024, 12:49

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2015 » Декабрь » 16 » Путеводитель по каталогу Мессье: шаровое скопление "Мессье 10"
16.12.2015 03:06

Путеводитель по каталогу Мессье: шаровое скопление "Мессье 10"

Сегодня мы познакомимся с десятым объектом каталога Мессье - шаровым скоплением "Мессье 10" в созвездии Змееносца.

Скопление "М 10" глазами космического телескопа "Хаббл".

Шаровое скопление было обнаружено составителем каталога - Шарлем Мессье 29 мая 1764 года, которое (как и многие другие объекты каталога) было описано в журнале астронома, как "туманность без звезд". Лишь английский астроном Уильям Гершель смог впервые разрешить "туманность" на отдельные звезды. Вот что он писал об этом скоплении: "Прекрасное скопление, состоящее из крайне сжатых звезд".

По современным оценкам, "М 10" располагается на расстоянии около 14 300 световых лет от нашей планеты, а его диаметр достигает примерно 83 световых лет. Масса скопления оценивается в 200 000 солнечных масс. Исследования показали, что в скоплении содержатся элементы, формирующиеся в ходе взрывов сверхновых так называемого "II типа", при котором взрыв звезды происходит на конечном этапе ее эволюции. После взрыва остается остаток сверхновой, который постепенно "растворяется" в космическом пространстве. Ярким примером такого остатка служит "Крабовидная туманность".

Любительский снимок скопления. Фото: Stuart Heggie

Также существуют сверхновые "I типа", которые взрываются в двойных звездных системах. И вот последних не так много в скоплении. Расчеты показывают, что концентрация двойных звездных систем наиболее высока в центральной части скопления и составляет около 14%. По мере движения к границам скопления, концентрация падает до 3,5%.

На ночном небе скопление занимает площадь, равную около 0,3˚, что составляет 2/3 видимого диаметра Луны. Несмотря на такие размеры, увидеть скопление невооруженным глазом не получится - его звездная величина составляет +6,6m. Но такие параметры позволяют провести незабываемые наблюдения за скоплением даже в небольшой телескоп.

Прежде всего, необходимо обнаружить на небе созвездие Змееносца, поиски которого не вызовут особого труда даже у новичка благодаря наиболее ярким звездам созвездия (выделены на изображении выше).

Как и многие объекты, с которыми мы уже познакомились в "путеводителе", данное скопление наиболее благоприятно для наблюдений в летнее время жителями средних и южных широт северного полушария.

В центральной области созвездия есть яркая звездочка - 30 Oph. Проведите мнимую линию от нее к звезде "Йед Приор", немного пройдите по ней взглядом и тогда вы обнаружите скопление.

В небольшой телескоп в скоплении можно выделить несколько десятков звезд и туманную область, которая распадается на отдельные звезды в более крупные инструменты (апертурой от 150 мм и выше).

Примерный вид скопления в телескоп.

Желаю чистого неба и успешных наблюдений!

Автор: Георгий Коньков