Вторник, 19.03.2024, 12:16

Какая планета лишняя?
Главная » 2015 » Декабрь » 28 » Путеводитель по каталогу Мессье: Дикая утка
28.12.2015 23:43

Путеводитель по каталогу Мессье: Дикая утка

Приступаем к знакомству со вторым десятком объектов каталога Мессье. Вашему вниманию - скопление "Мессье 11", более известное под названием "Дикая Утка".

Фотография скопления "Дикая Утка", полученная астрономом-любителем Олегом Захарчуком. Оригинал доступен по этой ссылке.

Скопление было обнаружено в 1681 году немецким астрономом Готфридом Кирхом, который проводил наблюдения в Берлинской обсерватории, а спустя несколько лет занесено в каталог Мессье под номером 11. Скопление располагается на расстоянии около 6 000 световых лет от нашей планеты в созвездии Щита. По форме, благодаря которой скопление получило свое название, оно напоминает утку, расправившую свои "звездные крылья".

Фотография скопления "Дикая Утка", полученная астрономом-любителем. Оригинал доступен по этой ссылке.

При наблюдении в телескоп "Дикая утка" предстанет перед наблюдателем шарообразным облачком, которое разрешается на множество звезд, что неудивительно, ведь скопление является одним из самых плотных и компактных рассеянных скоплений. Да, как бы странно это не казалось, М 11 - рассеянное скопление звезд.

В отличие от шаровых скоплений, число звезд в которых может достигать сотен тысяч, в М 11 это число не превышает и 3 000 звезд, однако для рассеянного скопления это высокое значение. Диаметр скопления достигает 20 световых лет, а его возраст составляет около 200 миллионов лет, что делает его молодым скоплением (по космическим меркам).

Обзорный снимок скопления. Фото: Евгений Букликов

Звезды рассеянных скоплений формируются из одного и того же вещества, имеют примерно одинаковый возраст, однако их массы могут весьма отличаться. Более массивные тела эволюционируют в разы быстрее, чем их "младшие" соседи. И последний фактор позволяет астрономам в прямом смысле слова "тестировать" свои теории эволюции звезд, ведь в пределах одного скопления расположены почти одинаковые звезды, находящиеся лишь на различных стадиях своей звездной жизни.

К сожалению, такое красивое скопление просуществует не так долго: через несколько сотен миллионов лет гравитационное взаимодействие между звездами станет настолько слабым, что они просто разойдутся по космическому пространству нашей галактики, и "Дикая утка" прекратит свое существование.

Созвездие Щита располагается под созвездием Орла, ярчайшая звезда которого - Альтаир - является частью астеризма "Осенне-летний треугольник". Красным кружком отмечено расположение скопления "Дикая утка".

Скопление является одним из простых объектов для поисков на ночном небе. Лучшим периодом для наблюдений скопления является лето. При отличной погоде и темном небе опытный наблюдатель сможет рассмотреть скопление невооруженным глазом, как тусклую и туманную звездочку. Новичку потребуется бинокль, либо оптический искатель (6х30), в который скопление будет  изображено как туманное пятнышко.

После того как вы обнаружите "Альтаир", следуйте по "телу" созвездия Орла к его хвосту. Еще пара "опорных" и менее ярких, но хорошо видимых звезд, и вы обнаружите "Дикую утку".

Примерный вид скопления в телескоп

Хорошим "идентификатором" скопления является пара звезд, расположившихся недалеко от объекта. В небольшие телескопы можно выделить несколько отдельных звезд скопления. В более крупные телескопы (апертурой от 150 мм) скопление разрешится на сотни отдельных звезд.

Желаю чистого неба и успешных наблюдений!

Автор: Георгий Коньков