Суббота, 20.04.2024, 08:10

Наше Солнце это?
Главная » 2020 » Февраль » 18 » Новый взгляд на туманность Тарантул
18.02.2020 17:16

Новый взгляд на туманность Тарантул

Туманность Тарантул, показанная на этом снимке с космического телескопа Spitzer, была одной из первых целей, наблюдавшихся инфракрасной обсерваторией после ее запуска в 2003 году. С тех пор она попадала в объектив этого телескопа еще много раз. Космический телескоп был выведен из эксплуатации 30 января 2020 года, но по собранным им данным ученые создали новое изображение этой туманности.

Снимки телескопа Spitzer за февраль и сентябрь 2019 года.

Туманность Тарантул, снятая космическим телескопом Spitzerв инфракрасном диапазоне. Красные области указывают на присутствие особенно горячего газа, в то время как синие области указывают на межзвездную пыль. © NASA / JPL-Caltech

Представленное здесь изображение с высоким разрешением объединяет данные нескольких наблюдений телескопа Spitzer за февраль и сентябрь 2019 года.

«Я думаю, что мы выбрали туманность Тарантул в качестве одной из наших первых целей потому, что знали, что она продемонстрирует всю широту возможностей этого телескопа», - рассказал Майкл Вернер из Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене, Калифорния, который работал в проекте Spitzer еще со времени его планирования и подготовки. - «Этот регион содержит множество интересных пылевых структур и здесь происходят многочисленные процессы звездообразования. И то, и то являются областями, где инфракрасные обсерватории могут видеть много того, что невозможно увидеть на других длинах волн».

Инфракрасный свет невидим для человеческого глаза, но некоторые инфракрасные волны могут проникать сквозь облака газа и пыли, тогда как видимые волны здесь блокируются. Поэтому ученые и используют инфракрасные наблюдения, чтобы увидеть новорожденные звезды, а также появление протозвезд, окутанных облаками газа и пыли.

Туманность Тарантул, представляющая собой обширную область звездообразования, находится в Большом Магеллановом облаке, карликовой галактике, гравитационно связанной с нашей галактикой Млечный Путь. В случае Большого Магелланова облака такие исследования помогли ученым узнать о скоростях звездообразования в галактиках за пределами нашего Млечного Пути.

Туманность также содержит так называемую область звездных вспышек, получившую название R136, где массивные звезды образуются в экстремальной близости друг к другу со значительно большей скоростью, чем в остальной части галактики. В пределах R136, области диаметром менее одного светового года, имеется более 40 массивных звезд, каждая из которых обладает по меньшей мере 50 солнечными массами. Для сравнения: на расстоянии одного светового года от нашего Солнца других звезд нет. Подобные области экстремального звездообразования, содержащие десятки массивных звезд - в разы больше, чем в других регионах, были обнаружены и в других галактиках. Но как возникают такие области звездных вспышек, остается загадкой.

Кстати, одна из наиболее изученных сверхновых тоже находится в туманности Тарантул, вернее, на ее окраине. Она была названа 1987A, потому что стала первой сверхновой, обнаруженной в 1987 году. Эта взрывающаяся звезда за несколько месяцев выпустила энергию в 100 миллионов солнц. Ударная волна от этого события продолжает распространяться в космосе, передаваясь от материи, которая была выброшена звездой во время ее драматической смерти.

Когда эта ударная волна сталкивается с пылью, пыль нагревается и начинает светиться в инфракрасном диапазоне. В 2006 году наблюдения телескопа Spitzer показали этот свет, и при этом обнаружилось, что пыль состоит в основном из силикатов. А ведь именно силикаты имели решающее значение для формирования каменистых планет в нашей Солнечной системе. В 2019 году ученые использовали Spitzer для изучения 1987А и отслеживания изменений в яркости расширяющейся ударной волны и обломков, чтобы узнать больше о том, как эти взрывы влияют на их окружающее пространство.