Четверг, 25.04.2024, 15:07

Сколько Вам лет?
Главная » 2020 » Февраль » 19 » Интересное прошлое космического тела Аррокот
19.02.2020 13:30

Интересное прошлое космического тела Аррокот

Новые данные в отношении далекого объекта пояса Койпера раскрывают его историю и состав его поверхности.

Официальное название Аррокот объект получил только в ноябре прошлого года. Но более известен он под неофициальным именем Ultima Thule (Ультима Туле) или - среди специалистов - как (486958) 2014 MU69. И все это - объект в отдаленной области пояса Койпера на краю Солнечной системы, возле которого космический зонд New Horizons пролетел 1 января 2019 года на расстоянии всего 3500 километров. Это стало второй целью исследования зонда NASA после того, как он за три с половиной года до этого обследовал Плутон.

На первый взгляд Аррокот выглядит как красноватый снеговик. На самом же деле эта глыба состоит из плоской «картошки» и «блина». Фото: NASA, JHU's APL, SwRI

Пока что Аррокот остается самым отдаленным объектом, который наблюдался космическим зондом вблизи. Снимки космического тела в 6,5 миллиардах километров от Солнца показали, наряду с прочим, его более чем странную форму: на первый взгляд он состоит из двух сферических компонентов общей длиной 31,7 километра, которые соприкасаются друг с другом и, таким образом, напоминают снеговик.

Более плоский, чем предполагалось

Теперь уже известно, что обе части, которые соединены уже на протяжении миллиардов лет, сферой как раз и не являются. Скорее, большая половина представляет собой овальный и относительно плоский объект, а меньшая половина напоминает помятую картофелину. Снимки, сделанные New Horizons, когда зонд уже снова удалялся от объекта, показали, что Аррокот значительно более плоский, чем предполагали первые изображения. Из чего состоит поверхность объекта родом из первых дней существования Солнечной системы и как она в конечном итоге возникла, до сих пор представляло загадку для исследователей. И вот теперь три статьи, опубликованные в журнале Science, впервые дают некоторые ответы на эти вопросы.

Изображения Аррокота по мере приближения к нему космического зонда New Horizon 1 января 2019 года. Фото: AP/NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute

Первые исследования Аррокота, обнародованные в мае 2019 года, основывались лишь на малом объеме данных, которые достигли Земли сразу после прохождения возле него зонда. Новые же исследования основаны на более чем в десять раз большем массиве информации, полученной в результате облета. Вместе они дают гораздо более тонкую картину состава Аррокота. Более того, данные предоставляют информацию о том, как формировались такие оригинальные планетарные строительные блоки - так называемые планетезимали.

Мягкое сближение

В первом исследовании Вашингтон Маккиннон и его команда на основе моделирования пришли к выводу, что две половины Аррокота были ранее независимыми телами, которые, правда, были сформированы в непосредственной близости друг от друга. Постепенно в течение времени они сравнительно мягко слились в существующий сегодня единый объект. Это, вероятно, произошло в облаке локального коллапса раннего протопланетного диска, а не, как предполагалось ранее, в результате так называемой иерархической аккреции, в которой сталкивались объекты из разных частей туманности, образуя более крупные объекты.

Странная форма Арроктота. © NASA Video

Еще одной целью работы стало исследование географии Аррокота. Джон Спенсер и его коллеги из Юго-западного научно-исследовательского института в Боулдере, штат Колорадо, считают, что поверхность, которая почти не имеет кратеров по сравнению с аналогичными объектами в Солнечной системе, означает, что небесное тело практически не изменилось с момента окончания формирования планет. А из плотности имеющихся кратеров исследователи делают вывод, что им по крайней мере четыре миллиарда лет, что подтверждает результаты предыдущего исследования, в соответствии с которым Аррокот родился в облаке коллапса протопланетного диска.

Открытые вопросы

Наконец, третье исследование, проведенное группой под руководством Уилла Гранди из Лоуэллской обсерватории в Флагстаффе, Аризона, касалось состава, цвета и температуры поверхности Аррокота. Результат оказался таковым: как и ожидалось, отдаленное небесное тело чрезвычайно холодное, частично покрытое метаноловым льдом и имеет равномерно красноватый оттенок, обусловленный сложными органическими молекулами, которые первоначально не были определены. Но как мог образоваться на этом небесном теле метанол, пока еще неясно. Тем не менее, исследователи подозревают, что причиной такого вида могут быть именно взаимодействие космических лучей, воды и метанолового льда.