Среда, 20.06.2018, 20:03

Как Вы попали на сайт ?
Главная » 2017 » Октябрь » 8 » Учёные выдвинули ещё одну версию возникновения загадочных «блуждающих валунов» на Луне
08.10.2017 08:58

Появление в кадрах космических аппаратов загадочных камней, которые как бы «путешествуют» по Луне, стало загадкой для науки и объектом внимания уфологов.

«Блуждающие камни». Фотография с зонда LRO. Credit: NASA.

Эти объекты были обнаружены тогда, когда люди смогли получить фотографии поверхности Луны в достаточно хорошем качестве. Уже тогда обнаружение блуждающих камней заинтересовало общественность. Многие камни двигались на большие расстояния и даже закатывались на холмы. Появилось немало гипотез, которые пытались объяснить это явление.

Мгновенно отреагировали уфологи. Они предположили, что камни двигают пришельцы, либо сами камни — живые существа или некие инопланетные механизмы, которые могут быть даже разумными. Эта идея оказалась настолько популярной, что её обыграли (вместе с конспирологической гипотезой о неудачной советской лунной миссии и фактом досрочного прекращения полётов американцев на Луну по программе «Аполлон») в криптоисторическом псевдодокументальном фантастическом фильме ужасов «Аполлон-18».

Но научный мир отнёсся к этим гипотезам с сильным скепсисом, предложив свои версии. Первой была предложена гипотеза о метеоритном происхождении «блуждающих валунов». При падении на Луну достаточно крупных небесных тел, часть выброшенного при столкновении материала (вместе с камнями) может разлетаться на большие расстояния. При падении на поверхность некоторые камни часто продолжают движение по ней, образуя характерные следы. Иногда они распадаются на части, как это видно на многих фотографиях.

Но теперь была предложена новая гипотеза.

Фотография «блуждающего камня», сделанная одной из миссии «Аполлон». Credit: NASA.

После соответствующих расчётов, было предложено другое объяснение этому явлению. Специалисты считают, что феномен может объясняться сейсмологической активностью спутника Земли. Лунная гравитация достаточно мала, отсутствует сопротивление воздуха (как на Земле), и для «прыжка» камню будет достаточно небольших толчков из недр естественного спутника Земли. Последние вызываются падением метеоритов и расширением материала при нагреве части Луны под действием солнечного излучения. При этом, судя по расчётам, даже самых слабых толчков достаточно для начала движения камней. Особенно ярко оно будет проявляться, если камень, например, находится на склоне горы. Понятно, что помимо силы толчков, на движение камней влияют и форма камней, и их размеры.

Такая гипотеза кажется неправдоподобной для нас, обитателей Земли. Но расчёты говорят, что на Луне такое вполне возможно из-за низкой гравитации и отсутствия атмосферы, и даже слабые толчки могут заставить камни подпрыгнуть, а при удачном стечении обстоятельств даже двигаться. В этом плане вспоминаются прыжки астронавтов на Луне, которым тщательно приходилось контролировать силу движений. Слабые движения приводили к небольшим прыжкам (ходить или бегать по Луне из-за этого явления было очень трудно), а более сильные движения становились опасными: несмотря на тяжёлый скафандр, астронавты подпрыгивали очень высоко. Но из-за различных факторов скафандры начинали накреняться в сторону во время прыжка, и при неудачном прилунении можно было получить разгерметизацию скафандра, что гарантированно закончилось бы трагедией.