Четверг, 25.04.2024, 22:40

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2010 » Февраль » 4 » Сливающиеся галактики породили бинарный квазар
04.02.2010 12:31

Сливающиеся галактики породили бинарный квазар

Астрономы обнаружили первое очевидное свидетельство двойной системы квазаров в паре активно сливающихся галактик. Квазары являются чрезвычайно яркими и связаны между собой гравитацией.  Двойные квазары, как полагают ученые, являются продуктом слияния галактик. Ранее астрономам не удавалось заметить подобные образования, хотя они были предсказаны теоретически. Новое изображение бинарных квазаров приняты с телескопа «Magellan» института Карнеги в Чили.

SDSS J1254 +0846  Фото X-ray (NASA/CXC/SAO/P. Green et al.), Optical (Carnegie Obs./Magellan/W.Baade Telescope/J.S.Mulchaey et al.)

"Это действительно первый случай, когда мы видим две отдельные галактики с квазарами, которые четко взаимодействуют между собой", - говорит астроном Джон Мэлчей, который проделал огромную работу в изучении подобной структуры.

Большинство, если не все, галактик, таких как наша галактика Млечный Путь, имеют в своих ядрах сверхмассивные черные дыры. Поскольку галактики регулярно взаимодействуют и сливаются, астрономы предположили, что бинарные сверхмассивные черные дыры всегда были широко распространены во Вселенной, особенно в период ее ранней истории. Черные дыры можно обнаружить только как квазары, когда они активно поглощают вещество, в процессе чего  высвобождается громадное количество энергии на полюсах черных дыр. Ведущая теория состоит в том, что галактики, сливаясь, образуют в себе квазары. Поскольку, возможно, большинство таких слияний произошло в далеком прошлом, бинарные квазары и связанные с ними галактики расположены очень далеко и поэтому труднодоступны для  изучения.

Бинарный квазар SDSS J1254 +0846 был первоначально обнаружен в рамках программы Слоановского цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey). Дальнейшие наблюдения астронома  Пола Грина из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики и его коллег с применением  для изучения  рентгеновской обсерватории «Chandra X-ray», телескопов обсерватории  Китт-Пик, национальной обсерватории в Аризоне и обсерватории Паломар в Калифорнии показали, что объект SDSS J1254 +0846 скорее всего является бинарной системой  квазаров.

"То, что вы видите две галактики, которые находятся близко друг к другу, вовсе не говорит об их слиянии, - говорит Мэлчей. - Но на изображениях, сделанных «Magellan», мы действительно можем видеть приливные хвосты, по одному от каждой галактики, которые предполагают, что галактики на самом деле взаимодействуют и находятся в процессе объединения".

Томас Кокс, научный сотрудник обсерватории Карнеги, подтвердил этот вывод с использованием компьютерного моделирования слияния галактик. Когда модели галактики объединились, полученные данные оказались удивительно схожими с результатами, представленными Мэлчей  в образах «Magellan». "Модель соответствует процессу слияния для этой двойной системы квазаров, - говорит Томас Кокс. - Это также указывает на то, что такого рода взаимодействие галактик является ключевым компонентом для роста сверхмассивных черных дыр во всей нашей Вселенной".

По материалам spacefellowship.com