Суббота, 20.04.2024, 01:52

Самый перспективный космический двигатель ?
Главная » 2011 » Август » 18 » Ученые объяснили природу свечения гигантской древней туманности
18.08.2011 13:32

Ученые объяснили природу свечения гигантской древней туманности

Новое исследование, проведенное группой европейских и американских астрономов, показывает, что гигантская газовая туманность LAB1, размеры которой превышают протяженность нашей Галактики почти в три раза,  подсвечивается  излучением, источник которого находится внутри этого астрофизического объекта - это сверхмассивные черные дыры и звезды в молодых галактиках, - а не свечением газа в туманности, как считалось ранее.

Гигантская газовая туманность размером в 300 тысяч световых лет LAB1. Фото ESO

Гигантская газовая туманность размером в 300 тысяч световых лет LAB1. Фото ESO.

Гигантская газовая туманность LAB1, протяженность которой составляет около 300 тысяч световых лет (диаметр нашей Галактики составляет 100 тысяч световых лет), находится на расстоянии 11,5 миллиардов световых лет от Земли, то есть мы ее видим такой, какой она была при возрасте Вселенной около 2 миллиардов лет. Туманность была открыта в 2000 году и стала первым известным объектом такого рода. Ее также называют облаком Лайман-альфа; эти облака именуются так потому, что интенсивно излучают  линии водорода Лайман-альфа - первые линии в одной из спектральных серий водорода, названной в честь открывшего ее американского физика Теодора Лаймана. Линия возникает, когда атом водорода испускает фотон при переходе электрона с возбужденного энергетического уровня на первый или поглощает фотон.

В своем исследовании ученые провели анализ видимого и инфракрасного излучения LAB1, данные о котором были собраны при помощи камеры-спектрографа FORS, установленной на «Очень большом телескопе» (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили. Так как этот астрофизический объект находится на огромном  расстоянии, его ультрафиолетовое излучение постепенно смещается и переходит в видимый и инфракрасный диапазоны.

Специалисты обнаружили, что излучение от LAB1 поляризовано, то есть свет отличается от «обычного» тем, что его волны колеблются только в одной плоскости. При этом поляризация света и инфракрасных волн постепенно усиливается при движении от центра к краям туманности. Появление подобного эффекта невозможно объяснить, если источником света считать всю туманность, так как в таком случае световые волны были бы направлены в случайном порядке. По мнению авторов исследования, это свидетельствует о том, что лучи испускает точечный источник: скорее всего, это молодые горячие  звезды в юных галактиках, спрятанных внутри туманности, а также расположенные в их центрах сверхмассивные черные дыры.