Вторник, 19.03.2024, 10:23

Есть ли жизнь на Марсе?
Главная » 2019 » Октябрь » 17 » Происходит ли комета 2l/Борисова из системы двойной звезды?
17.10.2019 18:44

Происходит ли комета 2l/Борисова из системы двойной звезды?

Несмотря на свое происхождение из-за пределов Солнечной системы, межзвездная комета удивительно похожа на наши «местные» кометы.

Чужая, но все же узнаваемая. Астрономы разжились новой информацией о межзвездной комете 2l/Борисова. Как показывают первые анализы траектории этого объекта, обнаруженного в конце августа 2019 года, комета вполне может происходить из системы одной из близких двойных звезд. В то же время космическая глыба размером примерно в два километра удивительно похожа на комету из нашей собственной Солнечной системы - в отличие от первого известного межзвездного гостя Оумуамуа.

Межзвездная комета 2l/Борисова в объективе телескопа

Межзвездная комета 2l/Борисова в объективе космического телескопа «Хаббл». То, что это действительно комета, и откуда она взялась, определили сразу две группы астрономов. © Hubble Space Telescope/ Renerpho, CC-by-sa 4.0

Два года назад астрономы обнаружили первого межзвездного визитера в нашей Солнечной системе: вытянутый примерно на 400 метров сигарообразный объект Оумуамуа. Как свидетельствовали результаты анализа первых наблюдений, это был своего рода астероид, но траектория его также демонстрировала некоторые особенности кометы. Поэтому истинная природа Оумуамуа все еще является предметом споров, но ответить на этот вопрос с полной уверенностью уже не сможет никто. В августе 2019 года астрономы увидели и второго межзвездного посетителя - кометоподобный объект 2l/Борисова, который в настоящее время все еще находится во внутренней солнечной системе.

Однозначно комета

К этому времени ученые собрали больше информации о внешности и возможном происхождении 2l/Борисова. Петр Гузик из Краковского Ягеллонского университета и его коллеги наблюдали межзвездный объект в сентябре с помощью телескопа Уильяма Гершеля на Ла-Пальме и телескопа Gemini North Teleskop на Гавайях, осуществляя при этом фотометрические измерения.

И эти наблюдения подтверждают, что второй межзвездный гость несомненно является кометой. «Мы сразу заметили знакомую кому (облако из пыли и газа) и хвост - черты, которых не было в Оумуамуа», - говорит коллега Гузика Михал Драгус. Наблюдения показали, что твердое ядро 2l/Борисова имеет размеры около двух километров и окружено плотной комой. Слегка красноватый цвет ядра и комы говорит о том, что комета, когда она выделяет газ из своего материала, испускает также относительно большое количество пыли. Кроме того, это космическое тело имеет тонкий, широкий хвост.

Удивительно знакомая внешность

Таким образом, представляется ясным: несмотря на межзвездное происхождение, второй межзвездный «посетитель» демонстрирует все классические черты кометы - и, таким образом, резко отличается от своего предшественника Оумуамуа. 2l/Борисова имеет примерно такую же величину, как и типичные кометы нашей Солнечной системы, она похожа по цвету, а ее пылевая кома тоже соответствует типичной оболочке наших комет, объясняют астрономы.

Траектория межзвездной кометы 2l/Борисова.

Траектория межзвездной кометы 2l/Борисова. © NASA/JPL

«Это особенно примечательно и потому, что у Оумуамуа было так много идиосинкразий, что они заставили нас пересмотреть все наше представление о природе «межзвездных беглецов», - говорят Гузик и его коллеги. Однако недавно обнаруженная межзвездная комета, по всей видимости, почти неотличима от комет нашей домашней системы, за исключением ее траектории.

Близкая двойная звезда как место происхождения?

Но откуда же прилетел этот чужой, но такой знакомый по виду звездный скиталец? На этот счет уже тоже имеются предположения. Команда, возглавляемая Петром Дыбчински из Университета им. Адама Мицкевича в Познани, проследила траекторию 2l/Борисова, используя для этого первые данные о ее космическом маршруте и астрофизическую модель. «Исходя из текущей позиции 2l/Борисова, мы отслеживали его движение в обратном порядке, ища звезду, к которой он когда-то приблизился на низкой относительной скорости», - объясняет Дыбчински.

Результат: согласно расчетам, межзвездная комета может иметь местом своего происхождения двойную звездную систему, состоящую из двух красных карликов, которая находится на расстоянии около 13 световых лет. Объект 2l/Борисова обошел эту двойную звезду по имени Крюгер 60 около миллиона лет назад на расстоянии всего лишь пяти световых лет, и при очень малой разнице в скорости. «А это значит, что двойная система Крюгер 60 может являться вероятным источником для межзвездной кометы 2l/Борисова», - говорят астрономы.

Самые интересные данные еще впереди

Тем не менее, сезон наблюдений за этой межзвездной кометой только начался, и данные о траектории для 2l/Борисова все еще относительно неточны, что признают и сами исследователи. Поэтому обе команды надеются получать все больше и больше точных данных о природе и возможном происхождении этого космического «незнакомца» в течение следующих нескольких недель и месяцев.

«Комета будет наблюдаться еще несколько месяцев, и это позволит нам получить принципиально новое представление о физических особенностях межзвездных комет и внесолнечных планетных систем в целом», - говорят Гузик и его коллеги.