Вторник, 19.03.2024, 07:07

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2015 » Январь » 28 » Опубликован снимок кометарной туманности CG4
28.01.2015 22:32

Опубликован снимок кометарной туманности CG4

Представители Европейской южной обсерватории опубликовали новый снимок кометарной глобулы CG4, полученный с помощью наземного телескопа VLT (Very Large Telescope).

Кометарная туманность CG4. Оригинал снимка доступен на сайте Европейской южной обсерватории по этой ссылке. Фото: ESO

Кометарные глобулы - это туманности, напоминающие кометы (отсюда и название) по своей форме. Впервые их стали выделять в 1976 году: на фотографиях, полученных с помощью британского телескопа системы Шмидта в Австралии, астрономы определили несколько кометообразных объектов, которые ничего общего с кометами не имели. Но из-за схожих структур их стали называть "кометарными глобулами".

Туманность CG4 расположена на расстоянии 1300 световых лет от нашей планеты в созвездии Кормы. На снимке мы видим ее относительно небольшую часть (голову) диаметром около 1,5 световых лет. Она представляет собой плотное газо-пылевое облако, наблюдаемое за счет подсвечивания ближайшими звездами, которые в тоже время разрушают его. Но несмотря на это, CG4 содержит достаточно запасов вещества, из которого может сформировать несколько звезд размером с наше Солнце.

"Хвост" объекта, который не попал в кадр, составляет 8 световых лет в длину и располагается под "головой" туманности. По астрономическим меркам озвученные размеры весьма малы, однако они типичны для подобных объектов.

Причина, по которой кометарной туманности имеют такую форму, до сих пор является темой для споров среди астрономов. Одни считают, что эти объекты изначально были сферическими туманностями, которые деформировались под действием вспышки недалекой сверхновой. Другие считают, что за форму кометарных туманностей отвечают звездный ветер и ионизирующее излучение горячих звезд.

Чтобы получить больше информации о природе этих туманностей, астрономы должны провести измерения плотности, массы, температуры, скорости расширения и движения вещества в объектах. Здесь пригодится обсерватория, работающая в миллиметровом диапазоне, например, радиотелескоп ALMA.

Снимок кометарной туманности CG4 был получен в рамках программы "Космические сокровища ESO", в рамках которой телескопы Европейской южной обсерватории фотографируют интересные космические объекты. Фотографии по программе делаются только тогда, когда обсерватории не проводят научных наблюдений. Но с другой стороны, даже "ненаучные" результаты могут оказаться полезными для исследований.