Вторник, 16.04.2024, 15:43

Наше Солнце это?
Главная » 2015 » Февраль » 10 » Обнаружена двойная звездная система, которая погибнет через 700 миллионов лет
10.02.2015 18:03

Обнаружена двойная звездная система, которая погибнет через 700 миллионов лет

С помощью телескопов Европейской южной обсерватории (ESO) и телескопов обсерватории на Канарских островах астрономы обнаружили два белых карлика в планетарной туманности Henize 2-428.

Обнаруженная двойная система в представлении художника. Иллюстрация: ESO/L. Calçada

Интересно, что открытие было сделано совершенно случайно в ходе решения другой задачи: астрономы хотели установить причину асимметричности формы некоторых планетарных туманностей. Выбранным объектом исследования оказалась туманность Henize 2-428.

“Когда мы наблюдали центральную область этой странно перекошенной туманности с помощью телескопа VLT, мы обнаружили, что там не одиночная, а двойная звезда”, - сказал Генри Боффин (Henri Boffin), соавтор исследования из ESO.

Открытие подтвердило предположение астрономов, что двойные звездные системы являются причиной причудливых форм некоторых туманностей. Но открытие двойной звезды было не единственным сюрпризом, который ждал исследователей.

"Дальнейшие наблюдения, которые мы выполнили на Канарских островах, позволили определить орбиты компонент обнаруженной двойной системы, вычислить массы обеих звезд и расстояние между ними. Тут-то нас и поджидал настоящий сюрприз",- говорит Романо Корради (Romano Corradi), сотрудник Института астрофизики на Канарах (Instituto de Astrofísica de Canarias).

Фотография туманности "Henize 2-428", полученная телескопом VLT. Фото: ESO

В ходе вычислений было установлено, что масса компонент двойной системы лишь немного меньше массы Солнца. Полный оборот вокруг центра масс звезды совершают за 4 часа, что говорит о небольшом расстоянии между ними. Согласно общей теории относительности Эйнштейна при таких условиях небесные светила будут постепенно сближаться, излучая гравитационные волны. В конце концов, две звезды сольются в одну. По расчетам астрономов, в случае с исследуемой системой, это произойдет через 700 миллионов лет.

Сформировавшаяся звезда будет обладать настолько огромной массой, что она коллапсирует и взорвется сверхновой. До сегодняшнего дня слияние белых карликов было лишь теорией!

"До сих пор образование сверхновой звезды типа Ia путем слияния двух белых карликов было чисто теоретическим сценарием. И вот мы обнаружили реальную пару таких звезд - Henize 2-428", - сказал Дэвид Джонс (David Jones), соавтор работы из ESO.

Открытие системы двух тесных белых карликов поможет ученым лучше понять механизмы вспышек сверхновых типа Ia, которые играют ключевую роль в определении расстояний в космосе.