Четверг, 23.11.2017, 19:46

Вам нравится наш сайт?
Главная » 2017 » Ноябрь » 11 » "Он действительно никогда больше не вернется". Новые данные о первом открытом межзвездном небесном теле
11.11.2017 12:26

"Он действительно никогда больше не вернется". Новые данные о первом открытом межзвездном небесном теле, полученные после новых наблюдений.

Совсем недавно был открыт, на первый взгляд, ничем не примечательный астероид (первоначально многие СМИ и наш сайт "Пульсар" сообщили о открытии кометного тела, а в некоторых публикациях фигурировало название C/2017 U1, но это оказалось неверным), получивший название A/2017 U1. Однако первые измерения его орбиты оказались сенсационными: эксцентриситет у этого небесного тела значительно больше единицы, что означает его межзвездное происхождение.

Траектория движения 1I/Оумуамуа. По данным NASA.

Название

Сейчас объект получил новое обозначение 1I/Оумуамуа. Имя «Оумуамуа» было выбрано командой Pan-STARRS, обнаруживший астероид. В переводе с гавайского языка (где расположена обсерватория, открывшая это небесное тело) оно означает «гость», или «посланник» из прошлого (’ou означает «дотягиваться до чего-то», а двойное mua с выделением последнего — означает «первый», «передовой»). В качестве первого известного объекта такого класса, Оумуамуа предоставила уникальный случай для МАС, присваивающий официальные названия для космических тел. Было введён специальный индекс для межзвёздных объектов — «I» (сокращение от англ. interstellar, «межзвёздный»), и Оумуамуа присвоено обозначение «1I».

"Что ты такое?"

У этого небесного тела отсутствует какая либо кометная активность, что переводит его в класс астероидов. Возможно, 1I/Оумуамуа является выродившийся кометой, у которой ледяное ядро покрыто коркой из камней и пыли, защищающее его от сублимации. Косвенно об этом говорит еще одно интересное открытие, сделанное на 4,2 метровом Телескопе Уильяма Гершеля (WHT), указывающее на красный цвет поверхности, похожий на тот, который наблюдается у объектов пояса Койпера в Солнечной системе, состоящие преимущественно из льдов. Если же предположить, что объект состоит из камня с альбедо 10%, он был бы примерно 160 метров в диаметре, однако более точно измерить размер небесного тела очень трудно.

Период вращения, возможно, равен 3 часам (либо больше). Определить этот показатель более точно, как и размеры, практически невозможно при современном уровне развития техники.

Откуда 1I/Оумуамуа к нам прилетел и куда улетит?

Определить родную звезду 1I/Оумуамуа, и время пребывания этого небесного тела в межзвездном пространстве невозможно. Невозможно определить и количество других звезд, рядом с которыми пролетел наш гость. Есть даже вероятность, что 1I/Оумуамуа древнее Солнца.

Солнечную систему 1I/Оумуамуа, судя по всему, покинет в созвездии Пегаса. А прилетел он к нам из созвездия Лиры. В целом, это близко к апексу Солнца. Это наиболее вероятная область для прилетов объектов извне Солнечной системы.

Созвездие Лиры

Созвездие Пегас.

1I/Оумуамуа продолжит свое движение вокруг центра нашей галактики. Трудно сказать, через сколько лет астероид сблизится с другой звездой (и с какой). В будущем, 1I/Оумуамуа может стать частью другой Звездной системы (как комета 96P/Макхольца, которая, видимо, была захвачена Солнечной системой миллионы лет назад), будет поглощен другой звездой (если подлетит слишком уже близко к этой звезде), либо, в очень далеком будущем, будет поглощен черной дырой в центре нашей галактики.

Скорость движения* 1I/Оумуамуа в Солнечной системе непостоянна во времени из-за притяжения Солнца. Во время перигелия скорость 1I/Оумуамуа приближалась к 88 км/с, сейчас она сильно упала, и на расстоянии 1 а.е составляла 49,6 км/с.

К 2019 году, когда 1I/Оумуамуа будет на расстоянии 10 а.е от Солнца, скорость его движения составит 29,4 км/с.

Скорость движения 1I/Оумуамуа относительно Солнца*
100 а.е [отдаление] 2034 26,54
1000 а.е [отдаление] 2197 26,25
2300 а.е [отдаление] 2432 26,22

По данным  Bill Gray of Project Pluto и сайта Википедия.  1 а.е = 149,6 млн. км

* - Относительно Солнца. Относительно центра нашей галактики ≈217±х км/с, где х - скорость относительно Солнца.

Можно ли отправить на 1I/Оумуамуа послание или зонд?

Без сомнения, исследование 1I/Оумуамуа было бы очень интересным и важным для науки. Но отправка зонда не возможна. Прежде чем этот зонд будет сконструирован, построен и запущен пройдет очень много времени.  1I/Оумуамуа уже успеет отдалится от Земли на внушительное расстояние, и это расстояние каждую секунду будет расти на десятки километров в секунду. Мы попросту не успеем догнать его, учитывая уже имеющееся расстояние. У идеи отправки на 1I/Оумуамуа послания для других цивилизаций имеется точно такая же проблема.

Еще одним препятствием является крайняя тусклость объекта и его маленькие размеры. Зачастую, когда некая АМС подлетает к небесному телу, то она начинает серию снимков для корректировки своей орбиты и сближению к этому небесному телу. Сейчас видимая звездная величина 1I/Оумуамуа равняется 21, и этот объект можно увидеть только в очень большие телескопы. В дальнейшем даже они его потеряют. Проще говоря, 1I/Оумуамуа не только быстрый, но и вот вот станет "невидимым". А возможно ли угнаться за невидимкой в бездне космоса? Пока нет. При этом расчеты орбиты не сильно помогут: они не слишком точны и имеют погрешности, которые становятся критичными, когда мы говорим о таком маленьком и тусклом небесном теле.

Может быть, на 1I/Оумуамуа уже установлено послание от некой другой цивилизации, возможно, даже уже давно исчезнувшей. Но мы, скорее всего, никогда не сможем это проверить.