Вторник, 19.03.2024, 11:38

Как назывался советский космический аппарат многоразового использования?
Главная » 2019 » Декабрь » 17 » Межзвездная комета 2l/Борисова проскочит мимо Солнца
17.12.2019 13:05

Межзвездная комета 2l/Борисова проскочит мимо Солнца

Когда астрономы обнаруживают во вселенной что-то необычное и уникальное, это заставляет их сердца биться быстрее. Это относится и к удивительной комете 2l/Борисова. Это загадочное тело из глубин космоса - первая идентифицированная комета, прибывшая сюда от другой звезды. Мы не знаем, откуда и когда комета отправилась к нашему Солнцу, но она не останется здесь надолго. Гравитация Солнца слегка отклоняет ее траекторию, но не может захватить полностью из-за формы ее орбиты и высокой скорости около 100 000 миль в час.

Телескопы на всех континентах были направлены на этого межзвездного гостя. Самые четкие снимки кометы и ее признаков под действием Солнца сделал космический телескоп «Хаббл». С октября он, подобно спортивному фотографу, снимающему мчащихся по беговой дорожке лошадей, следит за кометой-гостьей. «Хаббл» обнаружил, что сердце кометы - рыхлая агломерация льдов и частиц пыли, вероятно, имеет ширину не более 3200 футов, что соответствует длине девяти футбольных полей. Хотя комета Борисова стала первой в своем роде, без сомнения, существует много других комет-бродяг, которые курсируют в пространстве между звездами. И теперь астрономы с нетерпением будут искать следующих таинственных посетителей из-за пределов Солнечной системы.

Фото NASA, ESA and D. Jewitt (UCLA)

На этих двух снимках, сделанных «Хабблом», запечатлена комета 2I/Борисова, пронзающая нашу Солнечную систему и возвращающаяся в межзвездное пространство. И это лишь второй известный межзвездный объект, который прошел через Солнечную систему.

16 ноября 2019 г., фото (слева)

Комета появляется перед далекой фоновой спиральной галактикой (2MASX J10500165-0152029). Яркое центральное ядро ​​галактики на изображении размыто, потому что «Хаббл» сосредоточен на комете. В этой позиции комета Борисова находилась примерно в 203 миллионах миль от Земли. Хвост выброшенной пыли направлен в верхний правый угол. Комета была искусственно подкрашена в синий цвет, чтобы различались мелкие детали в ореоле пыли или коме, окружающей центральное ядро. Это также помогает визуально отделить комету от фоновой галактики.

9 декабря 2019 г., фото (справа)

Хаббл вновь сконцентрирован на комете вскоре после ее самого близкого сближения с Солнцем, где она максимально нагрелась после того, как провела большую часть своей жизни в холодном межзвездном пространстве. Комета здесь достигла невероятной максимальной скорости около 100 000 миль в час. На этом снимке комета Борисова находится на расстоянии 185 миллионов миль от Земли, у внутреннего края пояса астероидов, вернее, под ним. Ядро, скопление льдов и пыли, все еще слишком мало, чтобы распасться. Яркая центральная часть - кома, состоящая из пыли, срывающейся с поверхности. В конце декабря комета приблизится к Земле на расстояние 180 миллионов миль.

«Хаббл» дает нам лучший верхний предел размера ядра кометы Борисова, которое является важнейшей частью кометы», - сказал Дэвид Джевитт, профессор планетологии и астрономии из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. - «Удивительно, но снимки «Хаббла» показывают, что ее ядро ​​более чем в 15 раз меньше, чем можно было предполагать. Также снимки Хаббла показывают, что радиус ее меньше полукилометра. Знание размеров для начала потенциально полезно, чтобы оценить, насколько часто такие объекты могут находиться в Солнечной системе и в нашей галактике. 2l/Борисова – это первая известная межзвездная комета, и мы хотели бы узнать, сколько их есть еще».

30 августа 2019 года крымский астроном-любитель Геннадий Борисов обнаружил комету и сообщил о параметрах ее положения в Центр малых планет Международного астрономического союза в Кембридже, штат Массачусетс. Далее Центр изучения околоземных объектов при Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене, штат Калифорния, в сотрудничестве с Центром малых планет вычислил орбиту кометы, которая показала, что она пришла откуда-то из нашей галактики - Млечного Пути, но точка ее происхождения неизвестна.

Но, как бы там ни было, наблюдения, проведенные многочисленными телескопами, показывают, что химический состав кометы похож на кометы из нашей Солнечной системы. А это свидетельствует о том, что кометы образуются также и возле других звезд. К середине 2020 года комета уже преодолеет расстояние до Юпитера в 500 миллионов миль, после чего вернется в ледяную пропасть межзвездного пространства.