Пятница, 29.03.2024, 10:55

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2019 » Декабрь » 20 » Астрономы размышляют об исчезнувших 100 звездах
20.12.2019 09:43

Астрономы размышляют об исчезнувших 100 звездах

В рамках одного из исследовательских проектов астрономы сравнили старые и новые изображения неба и обнаружили, что по крайней мере 100 звезд исчезли с тех пор, как в 1950-х годах были сделаны снимки, взятые теперь для сравнения. При этом кроме астрофизических объяснений «пропажи звезд» астрономы не хотят исключать и возможность того, что за исчезновение ночных световых точек могут быть ответственны и внеземные технологии.

Художественное изображение конструкции Дайсона или Покровского вокруг звезды © via WikimediaCommons/ CC BY-SA 4.0

Команда под руководством Беатрис Вильярроэль из Северного института теоретической физики (NORDITA) и Института астрофизики Канарских островов сообщила предварительно на ресурсе ArXiv.org, а теперь и в журнале Astronomical Journal, что в рамках проекта «Исчезающие и появляющиеся источники в течение столетия наблюдений» (VASCO) они сравнили астрономические снимки 1950-х годов и снимками, сделанными в наше время, и при этом обнаружили среди 600 миллионов объектов, внесенных в небесный каталог системы Panoramic Survey Telescope And Rapid Response System (Pan-STARRS), около 150 тысяч зарегистрированных ранее космических объектов, которые более не обнаруживаются на сегодняшних снимках. Затем ученые особенно подробно изучили 24 000 таких «объектов» и уже из них отобрали 100 самых необычных объектов, которые, по-видимому, действительно исчезли с тех пор и исчезновение которых кажется особенно загадочным.

Хотя колебания яркости звезд не редкость, исчезновение звезд именно за такой сравнительно короткий период в 70 лет стало для астрономов загадкой - ведь звезды обычно проходят свои жизненные циклы очень медленно или взрываются в конечном итоге яркой вспышкой, превращаясь в так называемые сверхновые.

Именно по этой причине Вильярроэль и ее коллеги в настоящее время размышляют о ранее неизвестных или очень редких астрофизических явлениях, таких как так называемые неудавшиеся сверхновые, в которых звезда почти сразу же коллапсирует в черную дыру. Однако этот процесс должен был бы происходить намного реже, чем это могло бы объяснить, по крайней мере, 100 таких событий, которые уже были выявлены на настоящий момент.

На фото 1950-х годов изображена звезда (слева), которая больше не видна на современных снимках (справа). © Villarroel et.al

Правда, как вариант, здесь можно рассматривать и так называемые переменные звезды, яркость которых так сильно изменилась со времени старых наблюдений в 1950-х годах, что их уже очень непросто увидеть или обнаружить сегодня. Кроме того, сюда же можно добавить объекты, которые сами по себе являются слабыми, но во время съемки находились значительно ближе к Земле, например, быстро движущиеся карликовые звезды, которые уже не находятся там, где их обнаружили несколько десятилетий назад. Кроме того, некоторые объекты могут быть уже слишком слабыми, чтобы их можно было найти в обычном режиме, но они были очень яркими 70 лет назад, в то время, когда делались исходные снимки. Поскольку старые исходные изображения были в основном очень чувствительны к красному цвету, это вполне могли быть и так называемые М-звезды, которые известны своим увеличением яркости. Также предстоит проверить снимки на наличие брака фотопленки и на царапины, используя для этого различные астрономические каталоги.

Тем не менее, авторы исследования также рассматривают варианты, при которых за «исчезновение» звезд могут быть ответственны и внеземные цивилизации. Кстати, здесь можно было бы рассмотреть так называемые конструкции Дайсона - огромные конструкции, которые частично или даже полностью окружают звезду, чтобы иметь возможность наилучшим образом поглощать ее энергию. Но ученые не готовы полностью исключить и то, что некоторые звезды когда-то светились так ярко, потому что от них посылались в космос (искусственные) лазерные сигналы. Однако, как бы это красиво не звучало, ни одно из этих экзотических объяснений в настоящее время проверено быть не может.

Чтобы иметь возможность более детально исследовать все 150 тысяч зафиксированных аномалий, ученые планируют в рамках открытого для общественности научного проекта (по образцу Zooniverse или SETI @ home, в рамках которых пользователи компьютеров получают доступ к астрономическим данным, и могут осуществлять поиск различных астрофизических явлений, экзопланет или потенциально внеземных сигналов) выложить полученные уже данные для их обработки и оценки желающими поучаствовать в этой работе.