Среда, 24.04.2024, 18:20

Как Вы попали на сайт ?
Главная » 2020 » Декабрь » 9 » Япония доставила образцы грунта с астероида (162173) Рюгу, а АМС «Хаябуса-2» летит к новой цели!
09.12.2020 18:34

Капсула с грунтом астероида (162173) Рюгу, который был добыт японской автоматической межпланетной станцией (АМС) «Хаябуса-2», приземлилась в Австралии. Но запасы ксенона, рабочего тела ионных двигателей, позволяют аппарату отправиться в новое путешествие! О старте расширенной миссии сообщили в Японском агентстве аэрокосмических исследований (JAXA).

Капсула с грунтом астероида входит в атмосферу Земли. Сredit: JAXA.

Найденная в Австралии капсула с грунтом астероида. Сredit: JAXA.

Сближение с астероидом (162173) Рюгу состоялось в июне 2018 года. В сентябре АМС сбросила на него первые посадочные зонды, а JAXA опубликовало видео с поверхности и фотографии, сделанные ими. В дальнейшем «Хаябуса-2» сбросила ещё один посадочный зонд, а в апреле 2019 года — пенетратор (специальный заряд с взрывчаткой), что привело к образованию искусственного кратера. Также АМС провела сбор образцов грунта с различных участков астероида. 13 ноября 2019 года аппарат начал путь к Земле. 5 декабря 2020 года зонд приблизился к Земле и отстрелил капсулу с образцами грунта. По сообщению команды миссии, первый сигнал от неё был принят в этот же день в 20:32 по московскому времени (17:32 UTC). Сотрудники JAXA определили место посадки капсулы и совместно с австралийскими коллегами приступили к поисковым работам с вертолёта. Капсула была обнаружена в 22:47 по московскому времени (19:47 UTC).

Вскоре начнётся анализ добытых образцов. Первоначально капсула будет проверена на герметичность, в дальнейшем произойдёт анализ газовой среды в ней. Это позволит определить, были ли образцы загрязнены при посадке на Землю. После начнётся всесторонний анализ бесценного для науки грунта с другого небесного тела.

Стоит отметить, что таким же образом на Землю в июне 2010 года возвратились образцы с астероида (25143) Итокава. Они были добыты АМС «Хаябуса». Во время той миссии было множество проблем, а сама станция вошла после сброса капсулы в атмосферу Земли и разрушилась в ней. Первоначально планировалось, что станцию «Хаябуса-2» постигнет такая же судьба. Однако глупо было бы так поступать с ней, так как «Хаябуса-2» может ещё послужить человечеству по следующими причинам:

1. За всё время основной миссии из 66 кг ксенона, рабочего тела ионных двигателей, было израсходовано лишь 36 кг.
  2. Масса АМС сократилась, так как на (162173) Рюгу были сброшены различные зонды и пенетратор; на орбиту астероида выпустили специальный микроспутник DCAM 3, на Землю была сброшена капсула с образцами, а баки с ксеноном полегчали на 36 кг. А чем меньше масса аппарата, тем меньше энергии и, следовательно, рабочего тела нужно для коррекции его орбиты.
  3. Все основные системы АМС исправны.

АМС «Хаябуса-2». Иллюстрация. Сredit: JAXA.

Естественно, в JAXA начали поиск новой цели для АМС «Хаябуса-2». А в сентябре этого года учёные выбрали сразу две цели для расширенной миссии. Это астероиды (98943) 2001 CC21 и 1998 KY26. Первое небесное тело станция просто пролетит на большой скорости в июле 2026 года. Хоть этот астероид и принадлежит к редкому классу L, ждать серьёзных результатов от сближения не стоит, так как приборы аппарата не рассчитаны на такой тип пролёта. А вот у 1998 KY26 «Хаябуса-2» останется надолго, но достигнет его лишь в июле 2031 года. Это астероид из группы Аполлонов со спектральным классом Х, его диаметр составляет около 30 метров. Однако период вращения астероида вокруг своей оси — 10,7 минут, на момент измерений это был самый быстровращающийся объект такого типа. 1998 KY26 явно не может быть «кучей щебня», как, например, тот же (162173) Рюгу, так как центробежные силы просто разорвут такой маленький быстровращающийся объект из-за отсутствия достаточного сцепления и притяжения между обломками. Сейчас учёные полагают, что это монолитный металлический астероид, все части которого, возможно, сплавлены друг с другом. Впрочем, в 2031 году мы узнаем наверняка. Также это будет самое маленькое по размерам небесное тело, которое когда-либо посетит земной аппарат, если, конечно, за эти 11 лет не будет других миссий к таким маленьким объектам, что, впрочем, крайне маловероятно.

1998 KY26. Форма была уточнена в результате радиолокационных наблюдений при сближении этого астероида с Землёй в 1998 году. Credit: NASA's JPL Digital Image Animation Laboratory/Steven Ostro and other.

Также планируется, что с 2021 по 2026 год АМС «Хаябуса-2» попытается провести наблюдение некоторыми своими приборами за экзопланетами.

Более подробно об АМС «Хаябуса-2» мы писали в нашей специальной статье.