Четверг, 28.03.2024, 12:32

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2016 » Ноябрь » 10 » Астрономы в подробностях увидели протопланетные диски
10.11.2016 13:02

Астрономы в подробностях увидели протопланетные диски

При помощи инструмента SPHERE, который установлен наземным комплексе телескопов VLT (Very Large Telescope) Европейской Южной обсерватории (ESO), ученые смогли рассмотреть в подробностях молодые протопланетные диски, где зарождаются планеты.

Известно, что планеты образуются из протяженных газопылевых дисков, которые окружают новорожденные звезды – так называемые протопланетные диски. Частицы вещества, из которых состоят диски, сталкиваются друг с другом, слипаются, и в конце концов разрастаются до объектов планетарного размера.

Протопланетный диск вокруг звезды RXJ1615.

Протопланетный диск вокруг звезды RXJ1615. Фото ESO, J. de Boer et al.

Новые наблюдения ученых, которые были проведены при помощи инструмента SPHERE, помогли увидеть новые подробности эволюции дисков. Так около молодой звезды RXJ1615, которая находится на расстоянии 600 световых лет от Земли созвездии Скорпиона, астрономы обнаружили сложную систему из концентрических колец, которая с виду напоминает гигантскую копию колец Сатурна. Ученые подсчитали, что диск существует около 1.8 миллиона лет и в нем уже видны признаки формирования новых планет.

Протопланетный диск вокруг звезды HD97048.

Протопланетный диск вокруг звезды HD97048. Фото ESO

Похожий диск обнаружили и около молодой звезды HD97048,которая проживает на расстоянии в 500 световых лет от Земли в созвездии Хамелеона. Интересно, но ученых удивила симметричность обеих систем, так как в большинстве известных протопланетных дисках наблюдаются асимметричные спиральные ветви, завихрения и пустоты.

Протопланетный диск вокруг звезды HD135344B.

Протопланетный диск вокруг звезды HD135344B. Фото ESO, T. Stolker et al.

Такой диск окружает звезду HD135344B, которая расположена на расстоянии 450 световых лет от Земли в созвездии с Волка. Астрономы увидели там  две ярких спиральные ветви, которые, по всей вероятности, образованы одной или несколькими массивными протопланетами, которые в будущем должны превратиться в газовые гиганты, наподобие Юпитера.

Все три случая наблюдения показывают, что сложная и переменная структура дисков вокруг молодых звезд может привести к неожиданным открытиям. Исследуя протопланетные диски, ученые шаг за шагом приближаются к пониманию того, как зарождающиеся планеты влияют на структуру дисков, в которых они формируются, и следственно, к пониманию самого процесса образования планетных систем.

Отметим, что инструмент SPHERE включает в себя современную систему адаптивной оптики, которая устраняет атмосферные искажения, коронограф для блокирования света звезды и комбинированное устройство позволяющее вычленить диапазон излучения протопланетного диска.