Пятница, 29.03.2024, 04:23

Вам нравится наш сайт?
Главная » 2015 » Февраль » 19 » Астрономы не обнаружили коричневого карлика, наличие которого было предсказано теорией
19.02.2015 16:24

В каждой галактике существует колоссальное количество различных звездных систем. Некоторые из них состоят из двух звезд с различными массами. Когда более массивная начинает стареть, то превращается в красного гиганта: она увеличивается в размерах, а ее вещество начинает постепенно переходить на второй компонент системы.

Через некоторое время обе звезды на время погружаются в одно "облако газа". Затем, оно рассеивается, и звезды сближаются друг с другом, образуя пару, состоящую из обычной звезды и белого карлика. Такие системы называются двойными.

Широкоугольный снимок звездного неба вокруг двойной звезды V471 Tauri. На данном снимке система расположилась в центре и наблюдается как обычная звезда. Фото: ESO/Digitized Sky Survey 2

Одной из таких систем является V471 Tauri, расположенная в скоплении Гиады на расстоянии около 163 световых лет в созвездии Телец. Период вращения системы составляет 12 часов. За это время мы дважды можем наблюдать изменение яркости системы, связанное с тем, что одна из звезд периодически загораживает от земного наблюдателя другую.

Однако, эти "затмения" происходят не совсем так, как должно быть. Этому найдется объяснение, если в системе будет находиться коричневый карлик, который своим присутствием "корректирует" орбиты двух звезд. В теории все складывается, но зафиксировать третий компонент астрономы не могли.

Недавно, на телескоп VLT был установлен новый приемник SPHERE. С его помощью телескоп получал разрешение достаточное для того, чтобы обнаружить гипотетический объект. Астрономы провели серию наблюдений за системой, но не нашли следов коричневого карлика.

“В множестве статей обосновывается существование подобных объектов, вращающихся вокруг двойных звезд. Наши результаты представляют серьезную угрозу для этой популярной гипотезы”,- говорит Адам Харди (Adam Hardy), руководитель исследования из университета Вальпараисо в Чили

Хорошо, третий объект не обнаружили, но вопрос остается открытым: что корректирует орбиты двух звезд? На этот счет есть несколько гипотез. Наиболее вероятная заключается в следующем: на параметры орбиты двойной звезды влияют вариации магнитного поля большего из двух компонентов системы. Это называется механизмом Эпплгейта: изменения формы звезды приводят к изменению яркости двойной звезды при наблюдении земным наблюдателем.

“Необходимость в таком исследовании ощущалась уже много лет, но оно могло осуществиться только с появлением таких мощных инструментов, как SPHERE. Обычно так и происходит в науке: наблюдения с новой техникой могут подтвердить, а могут, как в данном случае, и опровергнуть ранее выдвинутые идеи. Для нового инструмента это прекрасное начало его наблюдательной истории”, - заключает Адам Харди.