Наблюдения с высоким разрешением молодой звездной системы четко показывают пару протозвезд на самой ранней стадии развития, которые располагаются глубоко в источнике IRAS 16293-2422 молекулярного облака Змееносца. Благодаря телескопу ALMA, команда исследователей не только смогла определить их точную конфигурацию, но и смогла измерить там движение газа и звезд.
Вид молекулярного облака Змееносца с системой звездообразования IRAS 16293-2422, которая состоит из протозвезды B в верхнем правом углу и уже четко обозначенных теперь двойных протозвезд A1 и A2 в левом нижнем углу. Детальную картину двойной звездной системы можно увидеть внизу справа. © MPE / фон: ESO/Digitized Sky Survey 2; Davide De Martin
Система IRAS 16293-2422 является одной из самых ярких областей звездообразования в нашем космическом соседстве. Она расположена в молекулярном облаке Змееносца на расстоянии около 460 световых лет от нас и уже детально исследована, наряду с прочим, благодаря тому, что многочисленные сложные органические молекулы, строительные блоки пребиотических молекул, проявляются здесь своим излучением. Однако до сих пор детальная конфигурация источника в этом регионе была несколько затрудненной, поскольку наблюдения на разных длинах волн показывали несколько компактных источников в нескольких разных местах.
Это может быть связано с большим количеством вещества перед протозвездами, которое, как предполагается, затеняло их еще на самых ранних этапах их формирования. Международная группа астрономов при Институте внеземной физики им. Макса Планка получила результаты радионаблюдений с высоким разрешением с интерферометра ALMA, которые, в дополнение к известной Proto-Star B, ясно показывают наличие двух компактных источника А1 и А2.
«Наши наблюдения подтверждают местоположение двух протозвезд, которые находятся близко друг к другу, и показывают, что они обе окружены очень маленькими пылевыми дисками, которые, в свою очередь, погружены в большое количество вещества со сложными конфигурациями», - отмечает астроном Мария Хосе Морейра. Источник А1 имеет массу, немного меньшую массы Солнца, и его окружает небольшой пылевой диск размером с пояс астероидов; источник А2 имеет массу около 1,4 солнечных масс и окружен диском несколько большего размера.
Интересно, что этот диск вокруг A2 проявляется под углом к общей ориентации более крупной структуры облака, в то время как диск вокруг источника B - при взгляде с гораздо большего расстояния - виден спереди, что указывает на довольно хаотическую историю происхождения этих структур. В дополнение к непосредственному картированию выбросов пыли, команда также получила информацию о движении газа вокруг звезд, наблюдая спектральные линии органических молекул, которые позволяют четко прослеживать область высокой плотности, окружающую эту обнаруженную двойную звездную систему.
Это позволило выполнить независимое измерение массы и подтвердить, что А1 и А2 действительно связаны друг с другом. Объединив свои последние наблюдения с данными, собранными за последние 30 лет, команда обнаружила, что две звезды обращаются вокруг друг друга один раз каждые 360 лет, на расстоянии, аналогичном орбите Плутона, при этом наклон орбиты составляет примерно 60 °. «Это первый случай, когда мы смогли получить полные орбитальные параметры двойной звездной системы на столь ранней стадии звездообразования», - заявил астроном Хайме Пинеда, который участвовал в моделировании.
«Благодаря этим результатам мы наконец можем заглянуть в одну из самых погруженных в оболочку и самых молодых протозвездных систем и раскрыть ее динамическую структуру и сложную морфологию. Мы видим связи в материи между околозвездными дисками и окружающей их областью и, вероятно, также с диском, окружающем всю двойную звездную систему. Маленькие диски, вероятно, будут продолжать подпитываться и продолжать расти», - подчеркивает Паола Казелли, директор Институте внеземной физики им. Макса Планка и руководитель Центра астрохимических исследований. - «Это стало возможным только благодаря высокой чувствительности ALMA и наблюдению за молекулами, которые однозначно позволяют отследить эти плотные области. Молекулы посылают нам сигналы с очень конкретными частотами, и благодаря изменению этих частот в регионе (вследствие внутренних движений), можно реконструировать сложную кинематику системы. И в этом заключается сила астрохимии».