Суббота, 15.08.2020, 11:52

Наше Солнце это?
Главная » 2020 » Апрель » 7 » Загадочная черная дыра разрывает звезду на куски
07.04.2020 13:02

Загадочная черная дыра разрывает звезду на куски

Ученые на шаг приблизились к доказательству существованию так называемых умеренных черных дыр или черных дыр средней массы. Именно они считаются недостающим звеном в эволюции от небольших черных дыр до сверхмассивных черных дыр. В то время как последних обнаружить в звездном небе легче из-за их массы в миллионы и миллиарды раз превышающей массу Солнца и процессов, которые они вызывают в окружающем их пространстве, их теоретически предсказанные меньшие родственники до сих пор избегали взгляда астрономов.

Так астрономы представляют себе поглощение звезды, которая «попала на обед» черной дыре средней массы (иллюстрация). © ESA/ Hubble, M. Kornmesser

Звезда разрывается на части

И такая черная дыра способна выдать себя в космическом «поедании» звезды. Еще в 2006 году астрономам стало известно о загадочном свечении, которое было зарегистрировано с помощью спутников NASA и ESA с использованием рентгеновских лучей. По словам исследователей, осуществленное недавно наблюдение с использованием телескопа «Хаббл» с большой долей вероятности подтверждает, что это свечение является следствием разрыва звезды, которая слишком близко подошла к черной дыре.

Исходя из местоположения в другой галактике и предполагаемой массы, рассматриваемую черную дыру действительно можно отнести к «среднему классу». Как следует из исследовательского отчета, ее масса примерно в 50 тысяч раз превышает массу нашего Солнца. Это во много раз меньше тех сверхмассивных черных дыр, которые обычно находятся в центре больших галактик, но при этом намного больше, чем черные дыры, возникающие из коллапсирующей звезды.

Черная дыра находится внутри белого кружка в нижней части изображения. © NASA, ESA, D. Lin

Обнаруженный объект является лишь вторым убедительным свидетельством того, что такие умеренные черные дыры действительно существуют.

Многие вопросы остаются без ответа

По словам исследователей, на многие вопросы ответов у них пока что нет. В частности, находятся ли черные дыры этого класса в основном в плотных звездных скоплениях, где и был обнаружен описанный выше объект? Превращаются ли они со временем в сверхмассивные черные дыры? И как они вообще появляются?

Кроме того, астрономы считают необходимым скорректировать имя этой черной дыры. Ведь она все еще сохраняет название, присвоенное свечению, обнаруженному в 2006 году: 3XMM J215022.4−055108. Это довольно далеко от Земли и даже нашей галактики - нас разделяет расстояние в 750 миллионов световых лет.