X-Prize объявила конкурс с призовым фондом в 10 миллионов долларов на создание роботов-аватаров, которых можно контролировать на расстоянии не менее 100 км. Подробности конкурса и требования к разработке раскрывает интернет-издание singularityhub.
Премия спонсируется одной из японских авиационных компаний All Nippon Airlines (ANA). Непосредственно об условиях конкурса объявил основатель премиального фонда X-Prize Питер Диамандис. Объявление прозвучало на конференции SXSW, которая на прошлой неделе проходила в городе Остине (штат Техас). Амбиции X-Prize очень велики: главный приз организаторы планируют вручить уже к осени 2021 года.
Если у вас есть конструктивные идеи, то зарегистрироваться необходимо до 31 октября, а детальные планы относительно предстоящей работы должны быть представлены на рассмотрение к концу января 2019. Однако учитывайте, что робот должен не только разговаривать и слышать, но и активно взаимодействовать с людьми и окружающей средой. X-Prize пока держит в секрете, какие именно задачи должен выполнять робот-аватар. Однако отмечает, что они будут как "сложными", так и "простыми", а поэтому необходимо, чтобы была возможность полноценно использовать роботов без специальной подготовки операторов.
Как рассказал Диамандис: "Наша возможность находиться в другом географическом расположении или оказывать помощь на месте, где это больше всего необходимо, ограничивается стоимостью и простым наличием времени. Организаторы конкурса рассчитывают на создание уникальной альтернативы, с помощью которой получится обойти существующие ограничения. Ожидаемая разработка предоставит возможность с большей эффективностью распределять практические навыки и теоретические знания в самые отдаленные места, где они наиболее необходимы".
Таким образом, эта технология в перспективе может позволить реагировать на чрезвычайные ситуации, которые опасны для людей, ухаживать за близкими людьми, которые живут очень далеко. А также появится возможность посещать другие районы мира практически моментально. И все это требует объединения различных технологий: роботов-гуманоидов, виртуальной реальности и т.п. При этом наличие человека (как оператора) позволит свести к минимуму необходимость в использовании искусственного интеллекта для анализа сенсорной информации и принятия решений.
Проблемы, которые необходимо решить
Несмотря на указанное выше "облегчение" для конструкторов и разработчиков, робот-аватар потребует сложных алгоритмов для активации контроля и координации своих компонентов даже для выполнения таких простых задач, как открытие дверей, подъем по лестнице и т.п. С этими сложностями уже не один год борются сами разработчики роботов-гуманоидов. А также существует трудность включения этих аватаров и обеспечение их энергией. Большинство роботов-гуманоидов напрямую подключаются к источникам энергии, поскольку требуют огромного ее количества. Наиболее совершенный робот Atlas от Boston Dynamics оборудован батареей, но ее хватает только на один час.
И если объединить робота и оператора с помощью технологий виртуальной реальности может быть достаточно легко, то над технологией захвата движения надо будет поработать, и простого экзоскелета может быть недостаточно. А также неясно, как робот-аватар будет передавать сенсорные ощущения от прикосновения: мягкий или твердый предмет, холодный или горячий и т.п.
Отметим напоследок, что все технологии, необходимые для создания полноценного робота-аватара, уже существуют на том или ином уровне разработки. К примеру, роботы от Telepresence, которые решили проблемы с наблюдением. МИТ уже использовал виртуальную реальность для управления роботами. Южнокорейская компания Hankook Mirae Technology разработала роботизированный костюм высотой почти 4 метра, который изнутри управляется человеком. И даже Toyota попыталась создать что-то подобное. Поэтому перед смельчаками, которые примут вызов X-Prize, лежит одна, хотя и очень сложная задача – совместить все эти разработки в одной машине.