Пятница, 26.04.2024, 17:41

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2020 » Март » 27 » Ударное воздействие обеспечило ценную информацию о малых небесных телах
27.03.2020 16:51

Ударное воздействие обеспечило ценную информацию о малых небесных телах

900-метровому астероиду Рюгу всего 9 миллионов лет - а его поверхность, вероятно, даже моложе 100 тысяч лет. Это подтверждается оценкой измерений, проведенных японским космическим зондом Hayabusa-2 в апреле 2019 года, когда международная команда исследователей подвергла астероид воздействию искусственного снаряда. В журнале Science ученые написали, что 2,5-килограммовый медный снаряд образовал в поверхности астероида 10-метровый кратер.

Японским ученым понравилось работать с астероидом Рюгу. © JAXA

«Рюгу - это куча обломков», - объясняют Масахико Аракава из Университета Кобе в Японии и его коллеги. Это космическое тело состоит из слабо связанных друг с другом камней и обломков от бесчисленных столкновений астероидов, происходивших в ходе развития Солнечной системы. Зонд Hayabusa-2, запущенный в космос в декабре 2014 года, подошел к небесному телу 27 июня 2018 года и провел там многочисленные исследования, включая отбор проб породы. Поскольку поверхность астероида изменяется под воздействием внешних факторов, исследователей особенно интересует не искаженный внешними воздействиями материал из более глубоких слоев.

Чтобы получить доступ к этому первозданному материалу, Hayabusa-2 запустил 5 апреля 2019 года в космос небольшую пушку, которая, пока зонд перемещался на другую сторону астероида, открыла огонь по Рюгу. Удар медного снаряда, создавший десятиметровый кратер, фактически обнажил исходное вещество на его дне, откуда Hayabusa-2 смог взять образцы. Это произошло 11 июля 2019 года.

Но ученые рады не только этим образцам - для исследователей важен и размер кратера. Он свидетельствует о том, что поверхность астероида удерживается вместе только силой гравитации, а не силами сцепления. А это имеет значительные последствия для определения возраста Рюгу на основе распределения кратеров на его поверхности. Модели, в которые заложены преобладающие силы сцепления, показывают возраст астероида в 160 миллионов лет. Но модели, в которых преобладают силы гравитации - только 9 миллионов лет. «Кратер, образовавшийся вследствие нашего воздействия, говорит о молодости астероида», - заключают Аракава и его коллеги.

Сейчас Hayabusa-2 летит обратно на Землю, и его прилет планируется уже в декабре. По прибытии зонд сбросит контейнер с образцами породы, который должен будет спуститься на специальных парашютах на территорию Австралии. После этого образцы пород будут подвергнуты тщательному анализу в специальном учреждении в Японии, но небольшие количества станут также доступными и для исследователей в других странах мира. Для этого ученым нужно будет отправить запрос японским коллегам.