Четверг, 25.04.2024, 23:21

Сколько Вам лет?
Главная » 2021 » Январь » 4 » Трижды необычная пара карликов
04.01.2021 14:40

Трижды необычная пара карликов

Странные карлики. Астрономы обнаружили пару небесных тел, которые необычны сразу по трем причинам. Пара состоит из двух очень маломассивных объектов, представляющих собой тела на границе между коричневым карликом и планетой, она моложе всех известных двойных систем этого типа, и оба партнера здесь находятся чрезвычайно далеко друг от друга. Исследователи сообщают, что они образуют самую слабосвязанную двойную систему из всех когда-либо наблюдавшихся.

Коричневый карлик или газовая планета? Как минимум, с одним из двух партнеров Oph 98 это остается неясным. © NASA/ESA/JPL

Коричневые карлики - это космические гермафродиты, потому что эти «несостоявшиеся звезды» представляют собой нечто переходное между звездой и планетой. Некоторые из них настолько холодные и маленькие, что больше напоминают газовых гигантов вроде Юпитера. При массе около 13 масс Юпитера внутри них происходят слабые реакции синтеза, которые их нагревают – пусть даже этого оказывается недостаточно для полного синтеза водорода, присущего звезде.

Также неясно, как возникают более мелкие коричневые карлики. В то время как звезды и, вероятно, многие из «несостоявшихся звезд» образовались в результате коллапса газового облака, некоторые планетоподобные карлики вполне могли образоваться, как планеты, путем накопления газа и пыли в аккреционном диске.

Пограничные объекты - два в одном

Пара небесных тел, которые астрономы, работающие с Клеманс Фонтани из Бернского университета, обнаружили в созвездии Змееносца, вызвали у ученых новые вопросы. Двойная система Oph 98 находится на расстоянии около 450 световых лет от нас и состоит из объекта с массой от 10 до 18 масс Юпитера и его меньшего компаньона с массой от 4 до 11 масс Юпитера.

Таким образом, оба карлика находятся в граничной зоне между звездой и планетой. «Более крупный партнер может находиться по обе стороны этой границы, то есть быть как коричневым карликом, так и планетой, в то время как меньший партнер находится явно в диапазоне планет», - сообщают исследователи. Таким образом, Oph 98 может быть двойной системой из двух беззвездных газовых гигантов или коричневого карлика со спутником-планетой.

«Oph 98 - одна из известных нам в настоящее время двойных систем с наименьшей массой», - говорят Фонтани и ее команда. - «Пока мы знаем лишь несколько систем, состоящих из двух партнеров с потенциально планетными массами».

Самая слабая связь из всех известных пар

Необычно еще и вот что: оба небесных тела находятся слишком далеко друг от друга. Расстояние между ними достигает 200 астрономических единиц, что соответствует 200-кратному расстоянию между Солнцем и Землей или пятикратному расстоянию от Солнца до Плутона. Но поскольку оба карлика относительно малы по массе, их взаимное притяжение не очень сильно. Поэтому на таком большом расстоянии они связаны друг с другом крайне слабо.

«Таким образом, система Oph-98 имеет самую слабую гравитационную энергию связи из всех известных двойных систем», - сообщают астрономы. Сила притяжения между этими двумя небесными телами как минимум в два раза ниже, чем у других маломассивных пар с большими расстояниями между партнерами.

Слишком молоды для срастания

И есть еще одна особенность, которая делает эту пару карликов такой особенной: Двойной системе всего несколько миллионов лет - вероятно, она возникла всего три миллиона лет назад. «Это делает Oph 98 самой молодой известной системой из двух объектов такого типа», - говорят Фонтани и ее команда. - «Это первый случай такой двойной системы, которая наблюдается вскоре после ее рождения».

Но это вызывает и другой вопрос; как возникла эта пара карликов. По мнению астрономов, учитывая молодой возраст этой системы, маловероятно, чтобы один или оба партнера образовались в результате медленной аккреции в газовом диске - на это у них было слишком мало времени. Они также рассматривают сценарий, в котором меньший карлик возник как газовая планета в диске рождения своего более крупного партнера, но считают его довольно маловероятным. А все потому, что для этого у него было слишком мало сырья.

Поэтому ученые склоняются к версии, что оба карлика должны были образоваться как звезды, несмотря на их малую массу. «Это показывает, что процессы, генерирующие двойные звезды, также работают и в уменьшенных версиях, вплоть до таких планетных масс», - говорит Фонтани. - «С открытием этих планетоподобных миров мы стали свидетелями невероятно редкого результата в процессах звездообразования».