Суббота, 20.04.2024, 13:46

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2010 » Июнь » 26 » Телескоп "Спитцер" обнаружил 14 новых коричневых карликов
26.06.2010 18:49

Телескоп "Спитцер" обнаружил 14 новых коричневых карликов

Астрономы с помощью телескопа «Спитцер» обнаружили 14 новых коричневых карликов – промежуточных объектов между звездами  и планетами.

Иллюстрация показывает модель вероятного местоположения коричневых карликов (красный цвет), которые ученые надеются открыть с помощью телескопа WISE. Кроме того выделена область наблюдения телескопа «Спитцер» (зеленый цвет)

На иллюстрации представлена модель вероятного местоположения коричневых карликов (обозначены красным цветом), которые ученые надеются открыть с помощью телескопа WISE. Кроме того, выделена область наблюдения телескопа «Спитцер» (зеленый цвет). Иллюстрация AMNH/UCB/NASA/JPL-Caltech

Объекты, называемые коричневыми карликами, представляют собой тела массой от 13 до 80 масс Юпитера. От обычных звезд коричневые карлики отличаются тем, что в их ядрах температура никогда не достигает значения, необходимого для начала главного процесса - термоядерной реакции превращения водорода в гелий. Однако по сравнению с планетами, которые вообще не способны ни к каким термоядерным реакциям, коричневые карлики на начальном этапе своего формирования могут «разогреться» настолько, что в их ядрах начинают происходить реакции, в которых участвуют такие редкие элементы, как дейтерий, литий. Именно эти процессы  делают коричневых карликов объектами, которые  на короткий промежуток времени становятся похожими на звезды. Температура поверхности коричневых карликов обычно не превышает 2000 К, поэтому они имеют темно-красный цвет; отсюда и их название. Однако, не имея возможность компенсировать потерю энергии уходящей на  излучения и остывая, коричневые карлики со временем превращаются в планетоподобные объекты. Первый коричневый карлик был обнаружен в 1995 году.

Для поиска карликов астрономы использовали инфракрасный космический телескоп «Спитцер». Обладая инфракрасным зрением, телескоп может обнаружить такие холодные объекты, каковыми являются коричневые карлики. Все обнаруженные коричневые карлики находятся в регионе созвездия Волопас. Как поясняют авторы исследования, большинство из найденных 14 коричневых карликов довольно «холодные» (имеют температуру в диапазоне от 450 до 600 К) и принадлежат к спектральному классу T, к которому относят карликов с температурой менее 1 500 К. Кроме того, ученые считают, что им удалось обнаружить среди новооткрытых коричневых карликов еще более холодный объект этого вида со спектральным классом Y (температура поверхности объектов этого спектрального класса ниже 700°K, или 400°С), что делает таких коричневых карликов незаметными в видимом диапазоне.

Ученые продолжат работу по поиску столь труднонаходимых объектов, каковыми являются коричневые карлики. Кроме телескопа «Спитцер» в арсенале ученых имеется новейший телескоп WISE, с помощью которого они надеются найти не только холодных коричневых карликов, но и экзоплапланеты на орбитах других звезд. Возможно, скоро ученые дадут ответ на вопрос, является ли наше Солнце частью двойной звездной системы. Напомним, что согласно одной из гипотез, спутником нашего Солнца является  коричневый карлик,  который получил название Немезида (Немесис). Он может скрываться на самой кромке нашей планетарной системы и, скорее всего, движется вокруг Солнца по концентрической орбите,  время от времени проходя через облако Оорта, оказывая влияние  своей гравитацией на находящиеся там объекты, которые представляют собой скопление комет и астероидов.