Пятница, 29.03.2024, 16:42

Вам нравится наш сайт?
Главная » 2014 » Август » 7 » Сверхновые звезды глазами обсерватории «Чандра»
07.08.2014 11:39

Сверхновые звезды глазами обсерватории «Чандра»

В честь пятнадцатилетия работы космической рентгеновской обсерватории «Чандра» астрономы опубликовали ряд  изображений останков сверхновых звезд, дополненных данными рентгеновской обсерватории.

Остаток сверхновой SN 1572 (Сверхновая Тихо).

Остаток сверхновой SN 1572 (Сверхновая Тихо). Фото NASA/CXC/SAO

На первом снимке перед нами предстает всем известная сверхновая SN 1572 (Сверхновая Тихо). Она представляет собой сверхновую звезду типа Ia, которая засияла в ноябре 1572 года в созвездии Кассиопея. Остаток сверхновой находится  на расстоянии около 13 тысяч световых лет от Земли. Сверхновые типа Ia могут возникнуть в системе двух звезд, вращающихся относительно друг друга. В первом из сценариев одна звезда является белым карликом - маленькой, но очень плотной звездой, которая ворует материю у своего компаньона и, перенасытившись, переходит предел Чандрасекара (массу в 1,4 раза больше солнечной). Затем  происходит ее термоядерный взрыв. Второй сценарий появления этих типов сверхновых - полное слияние двух белых карликов. Во время этого процесса их вещество перемешивается, что ведет к нагреву углерода и кислорода и, в конечном итоге, -  к термоядерному взрыву сверхновой типа Ia.

Также стоит отметить, что SN 1572 является генератором высокоэнергетичных космических лучей. Недавно ученые обнаружили рентгеновские «полоски» при наблюдении остатка SN 1572. Это открытие укрепляет позиции наиболее известной теории происхождения высокоэнергетичных космических лучей, согласно которой ускорителями частиц становятся как раз остатки сверхновых.

Остаток сверхновой G292.0+1.8.

Остаток сверхновой G292.0+1.8. Фото NASA/CXC/SAO

Второй снимок представляет собой сверхновую G292.0+1.8 в созвездии Центавра, которая вспыхнула около 1600 лет назад на расстоянии около 20 тысяч световых лет от Земли. В настоящий момент размер туманности оценивается в 36 световых лет. Она богата дважды ионизированным кислородом (OIII). Это один из трех известных на данный момент ученым остатков сверхновых с богатым содержанием этого элемента. Кроме того в спектре излучения ученые обнаружили такие элементы как  неон, кремний, сера и магний.

Структура туманности довольно необычная. Ученые  обнаружили газовый пояс, пересекающий весь объект по экватору. Ученые объясняют это тем, что звезда перед коллапсом интенсивно выбрасывала свое вещество в области экватора, однако почему так происходило, у ученых  пока нет внятных объяснений.

Остаток сверхновой «Крабовидная туманность» (M1, NGC 1952).

Остаток сверхновой «Крабовидная туманность» (M1, NGC 1952). Фото NASA/CXC/SAO

На третьем снимке мы можем увидеть впечатляющую картину смерти звезды в созвездии Тельца, известную как  «Крабовидная туманность» (M1, NGC 1952). Эту сверхновую наблюдали в 1054 году. Туманность находится на расстоянии около 6500 световых лет от Земли и имеет диаметр около 6 световых лет. Расширяется со скоростью 1000 км/с. В центре туманности находится нейтронная звезда, которая извергает поток частиц высокой энергии в рентгеновском диапазоне сопоставимой с энергией 100000 Солнц.

Остаток сверхновой 3C58.

Остаток сверхновой 3C58. Фото NASA/CXC/SAO

И в заключение перед нами восхитительный снимок сверхновой 3C58, которую наблюдали 1181 году китайские и японские астрономы. Комбинированное  изображение с данными  обсерватории «Чандра» показывает, что  в центре 3C58 находится высокоскоростная нейтронная звезда, которую окружает  широкое кольцо рентгеновского излучения. Пульсар производит, видимые в рентгене, огромные джеты, выбрасываемой из полюсов звезды. Эти струи ответственны за создание сложной сети петель и спиралей расширяющегося сгустка, которые отлично видимы в рентгеновском  диапазоне. Данные особенности, аналогичные тем, что были выявлены в «Крабовидной туманности» и  указывают на то, что сверхновая 3C58 способна генерировать потоки высокоэнергетических частиц и сильные магнитные поля.

Напомним, что космическая рентгеновская обсерватория «Чандра» была  запущена NASA 23 июля 1999 года для исследования космоса в рентгеновском диапазоне.