Пятница, 29.03.2024, 18:06

Сколько Вам лет?
Главная » 2011 » Февраль » 6 » Сюрпризы атмосферы Титана: перистые облака
06.02.2011 11:50

Сюрпризы атмосферы Титана: перистые облака

Покрытый туманом, во много раз более удушливым, чем смог над Лос-Анджелесом, Бейджингом или даже Лондоном, Титан похож на грязно-оранжевый шар. Его атмосфера, сравниваемая с сырой нефтью без серы, состоит из мельчайших капелек углеводорода с примесью других, ещё более вредоносных, соединений. Однако, несмотря на отталкивающую внешность, Титан является редчайшей жемчужиной: это единственный спутник в Солнечной системе, атмосфера которого достойна планеты. В дополнение к вышеперечисленному в ней присутствуют молнии, мелкий дождь и иногда ливневые тучи из метана и этана – углеводородов, наиболее известных своими свойствами в составе природного газа.

Титан

И вот теперь Кэри Андерсон и Роберт Самуэлсон из Центра космических полётов им. Годдарда НАСА сообщают ещё и о лёгких тонких облаках из частиц льда, похожих на земные перистые. Открытие было сделано с помощью установленного на «Кассини» инфракрасного спектрометра. В отличие от коричневатого тумана, облака имеют жемчужно-белый цвет свежевыпавшего снега. Их наличие является последним ключом к разгадке интригующей тайны атмосферы Титана и её однонаправленного цикла, в течение которого углеводороды и другие органические соединения попадают на землю в виде осадков, но не испаряются обратно в атмосферу; тем не менее, запасы их в атмосфере ещё не иссякли (пока?). «Впервые мы получаем столь подробную информацию об этих облаках, - говорит Самуэлсон. – До этого нам было достаточно много известно о газовом составе атмосферы Титана, но не о высоких облаках».

Пышные метановые и этановые облака были обнаружены ещё наземными телескопами, а позднее – системой получения изображений и спектрометрами для получения карт в видимом и инфракрасном диапазонах «Кассини». По сравнению с ними, недавно открытые перистые облака намного тоньше и расположены в верхних слоях атмосферы. «Они очень тонкие и легко рассеиваются, - говорит Андерсон. – Единственным намёком на их существование было слабое мелькание, замеченное «Вояджером-1» в 1980 году во время его пролёта мимо Титана».

Титан - единственный из всех спутников в Солнечной системе, который обладает плотной атмосферой. Кроме того, на Титане существует гидрологический цикл - процесс циклического перемещения вещества, который состоит из испарения, конденсации и осадков и похож на земной. Правда, этот цикл зависит от метана и этана, а не воды, как на Земле. Напомним, что совсем недавно ученые из NASA сообщили, что ими обнаружены признаки, указывающие на возможное существование неких форм жизни на Титане. Проанализировав химический состав Титана, эксперты пришли к мнению, что на поверхности спутника могут обитать некие формы жизни, которые дышат атмосферой планеты, а также питаются химическими веществами на его поверхности.