Пятница, 26.04.2024, 06:12

Вам нравится наш сайт?
Главная » 2010 » Май » 25 » Система Ипсилон Андромеды преподнесла астрономам сюрприз
25.05.2010 19:29

Система Ипсилон Андромеды преподнесла астрономам сюрприз

В рамках исследования внесолнечных планетарных систем астрономами была обнаружена необычная система, в которой орбиты планет находятся под очень большим углом по отношению друг к другу, а не лежат в одной плоскости, как например, в нашей Солнечной системе. Новое открытие заставило ученых задуматься о представлении эволюции планетарных систем.

Ипсилон Андромеды. Иллюстрация NASA, ESA, and A. Feild (STScI) Science Credit: NASA, ESA, and B. McArthur, University of Texas at Austin, McDonald Observatory.

До сих пор общепринятой теорией образования планетарных систем утверждалось, что большое облако газа формирует звезду, а планеты являются естественным побочным продуктом из остатков использованной материи. В нашей Солнечной системе все восемь планет находятся на орбитах, расположенных  почти в одной плоскости. Внешняя карликовая планета Плутон выпадает из общей картины: изменение наклона ее орбиты связаны с  гравитационныи воздействием Нептуна.

В рамках исследования с помощью космического телескопа «Хаббл» и ряда наземных телескопов астрономы провели исследование планетарной системы, окружающей звезду Ипсилон Андромеды. Система находится  на расстоянии 44 световых лет от Земли. Более ранние исследования показывали, что вокруг Ипсилон Андромеды обращаются как минимум три экзопланеты.

Сравнение нашей Солнечной системы и системы Ипсилон Андромеды. Иллюстрация HubbleSite

Группа ученых, собрав данные, провела компьютерное моделирование системы, а также смогли определить точную массу двух планет (условное обозначение c, d; планета  с имеет массу 14 масс Юпитера, а d - 10 масс Юпитера). Полученные результаты  оказались потрясающими: орбиты планет c и d  лежат не в одной плоскости, а наклонены друг к другу под углом 30 градусов; это самый большой наклон из всех известных.

«Наше открытие показывает, что изучение внесолнечных планетарных систем может оказаться более сложным процессом. Астрономы больше не могут исходить из теории, что все планеты вращаются вокруг своих звезд в одной плоскости», - пояснила Барбара Макартур (Barbara McArthur) из университета Техаса в Остине, ведущий автор исследования.

Возможно, странные орбиты планет системы Ипсилон Андромеды возникли из-за  гигантского катаклизма – столкновения планет, в результате которого изменились их орбиты. Также на их формирование могло повлиять воздействие второй звезды системы - Ипсилон Андромеды B.

Помимо этого, кроме известных раннее трех планет системы астрономы смогли обнаружить и четвертую, которая сильно удалена от своей родной звезды.