Вторник, 19.03.2024, 12:49

Вам нравится наш сайт?
Главная » 2014 » Март » 20 » Астрономы обнаружили, что массивная звезда-спутник пережила вспышку сверхновой
20.03.2014 23:43

Астрономы обнаружили, что массивная звезда-спутник пережила вспышку сверхновой

Когда в массивной звезде иссякают запасы топлива, она разрушается и взрывается как сверхновая. Закон Вселенной… Но что же будет, если система состоит из двух звезд?

Композиционный образ DEM L241. Фото: X-ray: NASA/CXC/SAO/F. Seward et al; Optical: NOAO/CTIO/MCELS, DSS

Проведя новое исследование, ученые нашли доказательства, что при вспышке сверхновой второй компонент системы может уцелеть. Объектом для исследования стала система двух звезд DEM L241, которая находится в области H II, или области ионизированного водорода (разновидность эмиссионной туманности), которая представляет собой облако горячего газа и плазмы, а также является областью активного звездообразования. Находится система в спутнике нашей Галактике - Большом Магеллановом Облаке.

В исследовании ученые использовали данные космической обсерватории "Чандра". В результате анализа полученной информации, исследователи установили, что в системе DEM L241, после взрыва одной звезды, вторая массивная звезда уцелела и продолжает вращаться вокруг остатка бывшего компаньона. Обсерватория "Чандра" зафиксировала точечный источник рентгеновского излучения, и по его характеру ученые определил, что он косвенно принадлежит уцелевшей после взрыва звезде.

Основанием для такого заявления является, то, что взорвавшаяся звезда была довольно массивной. Следовательно, после взрыва, она превратилась или в нейтронную звезду, или даже в черную дыру. Второй, уцелевший компонент системы, гораздо больший чем наше Солнце, вращается по орбите вокруг нейтронной звезды периодом около 10 дней, что говорит о его близости к звезде. В свою очередь, бывшая звезда (нейтронная звезда или черная дыра) "откачивает" из своего компаньона материю, в результате чего становится "видна" для обсерватории "Чандра".

DEM L241 стала третьей двойной системой, которая состоит из массивной звезды и нейтронной звезды (или черной дыры), которая была обнаружена астрономами после вспышки сверхновой. Данные "Чандры" показывают, что сверхновая DEM L241 была довольно богата такими элементами, как кислород, неон и магний. Это означает, что звезда, которая взорвалась, превышала массу Солнца более чем в 25-40 раз.

Что ждет систему DEM L241 в будущем? Скорее всего, выжившая массивная звезда, сама станет сверхновой через несколько миллионов лет. В этом случае астрономы получат систему или из двух нейтронных звезд, или систему состоящую из нейтронной звезды и черной дыры, или систему из двух черных дыр.