Ученые обнаружили в Малом Магеллановом облаке уникальную звезду, яркость который выросла в 25 раз. Такая информация появилась в научном издании MNRAS.
Ким Пейдж, вместе с коллегами из Университета Лестера, при помощи телескопа «Сфивт» смогли получить данные того, что случилось в самые первые мгновения вспышки. По мнению ученых, сейчас масса космического объекта практически достигла своего максимума. Если белый карлик не перестанет высасывать энергию из соседней звезды, то его жизнь окончится взрывом сверхновой.
Новые звезды, как заверяют ученые, никогда не были новыми светилами. Их проявление на земном небосклоне обусловлено процессами взрывного характера, происходящими в существующих ни одно столетие системах с двойными звездами, где один из компонентов – белый карлик, второй – похожая на наше Солнце звезда, отличающаяся весом и температурой в меньшую сторону.
Белый карлик постоянно забирает у «компаньона» водород и в определенный момент его масса переваливает за критическую отметку, что приводит к взрыву и резкому увеличению яркости. Яркость может уменьшиться за несколько дней или лет. Существуют звезды, в которых происходят повторные термоядерные «подрывы».
Открытие было сделано во время наблюдения самого близкого к Млечному Пути спутника – Малого Магелланова облака, которые содержит в себе миллионы звезд.
Относительная близость галактики (220 000 световых лет) делает ее идеальным средством для наблюдения за редчайшими явлениями, происходящими во Вселенной, например, за вспышками сверхновых из-за отсутствия толстого слоя звездной пыли.
Определение расстояния до изучаемой звезды важно потому, что оно позволяет точно рассчитать яркость объекта до «подрыва» и уровень ее роста в момент этого события.
В октябре 2016 года произошла еще одна вспышка. На этот раз «термоядерный взрыв» случился со звездой SMCN 2016-10a. Позднее астрономы и другие специалисты из разных стран стали пристально наблюдать за этим явлением, используя различные и виды телескопов: начиная от оптических и заканчивая рентгеновскими. Проделанная работа дала понимание сущности и свойств прародителей звезды, а также рассказала о тех процессах, которых происходили во время взрыва.
Так стало известно, что до взрыва SMCN 2016-10a была малозаметной и ничем не примечательной звездой 20-й величины. В первые же моменты вспышки, яркость объекта резко возросла в 25 раз. Данный показатель яркости продержался около 4 дней. Это явление позволило взорвавшейся звезде появиться на земном небосклоне, хотя, чтобы увидеть ее, необходимо обладать хорошей зоркостью.
Новые звезды всегда вызывают у астрономов повышенный интерес. Причин здесь несколько. Первая – сегодня сложилось предположение, что во время взрыва формируются определенные условия, которые способствуют образованию молекул лития. Вторая – в Малом Магеллановым облаке такие взрывы редкость по сравнению с тем же Млечным путем. Исследование SMCN 2016-10a должно ответить на вопрос «из-за чего количество взрывов сильно разнится?»