Четверг, 18.04.2024, 06:31

Имеет ли Вселенная край?
Главная » 2017 » Июль » 24 » Открыта необычайно яркая сверхновая
24.07.2017 18:06

Открыта необычайно яркая сверхновая

Журнал MNRAS опубликовал статью, где сообщается об открытии сверхновой звезды, светящейся ярче, чем все звезды трех таких галактик, как Млечный путь. На земном небосводе она расположена в созвездии Феникса. Открытие совершила группа исследователей, которая ищет следы темной энергии.

Райан Фоли, астроном из Калифорнийского университета (США, Санта-Крус) отметил важность этого открытия, поскольку оно противоречит устоявшемуся мнению о процессах эволюции галактик. Уникальность открытой сверхновой DES15E2mlf заключается не только в необычайной яркости её свечения. Она находится в сравнительно «молодой» галактике.

Причиной взрыва сверхновых является гравитационный коллапс, когда, сжатое ядро испускает волну разряжения, распыляющую легкую материю наружного слоя звезды далеко в космос. Таким образом, возникает яркая газовая туманность, по размерам значительно превосходящая взорвавшуюся звезду и продолжающую расширяться ещё какое-то время.

Различается два типа сверхновых. К первому относятся те, что возникают после взрывая двойных систем, состоящих из тяжелой звезды и белого карлика, а ко второму (встречается гораздо чаще) – те, что образуются после взрыва звезды-гиганта.

Сейчас общепринятой считается довольно старая теория, согласно которой, яркость вспышки сверхновых не может превышать определенного предельного значения, поскольку для этого потребовалась бы такая огромная звезда, каких во вселенной не существует. Но, за последние годы было открыто несколько десятков суперярких сверхновых (т.н. «гиперновых»), существование которых данную теорию опровергает.

Открытая Фоли и его командой, сверхновая DES15E2mlf – одна из наиболее древних. Она вспыхнула примерно 10 миллиардов лет тому назад. Фоли рассказал, что первоначально её приняли за стандартную сверхновую первого типа, возникшую сравнительно близко к Земле. Но оказалось, что расстояние до неё почти в 10 раз больше, чем предполагалось, а энергии при вспышке выделилось столько же, сколько излучается тремя галактиками, аналогичными Млечному пути.