Пятница, 29.03.2024, 09:36

Какая планета лишняя?
Главная » 2018 » Ноябрь » 18 » Космический телескоп NASA «Кеплер», открывший тысячи экзопланет, навсегда отключился
18.11.2018 14:11

Космический телескоп NASA «Кеплер», у которого 30 октября закончилось топливо для коррекции своего положения в пространстве, был выведен специальной командой из безопасного режима и навсегда отключился.

Телескоп «Кеплер» в представлении художника.

Этот уникальный телескоп за 9 лет своей плодотворной работы открыл несколько тысяч экзопланет в нашей галактике, некоторые из которых находятся в т.н. «зоне жизни» и могут быть обитаемы. За это «Кеплер» получил неофициальное название «Охотник за экзопланетами». Но 30 октября у этой космической обсерватории закончилось топливо. Из-за этого стало невозможно проводить научные наблюдения, а телескоп впал в безопасный режим работы. Это было ожидаемое событие, которое ознаменовало конец миссии «Охотника». 15 ноября 2018 года аппарат получил свой последний набор команд с символическим названием «Good night» (русс. «Спокойной ночи»), выполнение которого окончательно отключило телескоп. Так как аппарат медленно вращается, инженерам пришлось тщательно рассчитывать интервал отправки команд, чтобы они доходили до него в строго определённое время.

«Мы завершили отправку Kepler в отставку, которая началась 30 октября с объявления о том, что у него закончилось топливо и телескоп больше не может продолжать научные наблюдения», – сообщили в NASA.

Финальный этап отключения космической обсерватории совпал с датой смерти немецкого астронома Иоганна Кеплера, в честь которого и назвали телескоп. Этот величайший деятель науки открыл законы планетарного движения, а скончался 15 ноября 1630 года. Специалисты NASA, по-видимому, намеренно отправили набор команд на отключение именно в этот символический день.

«Кеплер» имеет гелиоцентрическую орбиту, делая один оборот вокруг Солнца за 372,5 дня и находясь на расстоянии 151 млн километров от него. После отключения телескоп, являясь своеобразным памятником человеческому любопытству, продолжит дрейфовать вокруг нашей звезды многие миллионы лет.

«Дотянуться до планет». Рисунок: Mariah Hornsby.

Космическая обсерватория «Кеплер» была запущена 7 марта 2009 года с космодрома на мысе Канаверал ракетой-носителем «Дельта-2». За всю историю своей работы аппарат смог отрыть огромное количество экзопланет. К сожалению, не всё шло так гладко. На телескопе происходили различные сбои и поломки, и инженерам NASA приходилось тратить немало сил на возобновление работы аппарата. Кстати, над анализом полученных данных работали не только специалисты NASA, но и тысячи людей по всему миру, участвующих в программе «Охотники за планетами» (англ. «Planet Hunters»).

Но «Кеплер» имеет достойного приемника: в апреле этого года компания SpaceX запустила новый телескоп NASA TESS. В отличие от «Кеплера», который мог находить экзопланеты на расстоянии до 3000 световых лет, телескоп TESS сможет делать открытия лишь на расстоянии нескольких сотен световых лет. Однако сектор работы телескопа «Кеплер» достаточно ограничен. TESS же будет сканировать небо, поделённое на 26 секторов с площадью 24°х96°. Проще говоря, область обзора TESS больше кеплеровского, причём в 20 раз! Этот телескоп уже обнаружил свою первую экзопланету.

Спокойной ночи, «Кеплер»! И спасибо тебе за всё...

В завершении нам остаётся только поблагодарить всех людей, работавших над этой сложной миссией всё это долгое время!