Суббота, 20.04.2024, 14:59

Наше Солнце это?
Главная » 2017 » Октябрь » 12 » Карликовая планет Хаумея имеет собственное кольцо
12.10.2017 14:53

Карликовая планет Хаумея имеет собственное кольцо

Ученые из Института астрофизики в испанском городе Андалусия провели исследование карликовой планеты Хаумея в поясе астероидов за орбитой Нептуна. Данные, полученные в ходе работы, показали, что карликовая планета имеет собственное кольцо.

Карликовая планета Хаумеа и её кольцо. Фото IAA-CSIC

Изучение транснептуновых объектов всегда связано с рядом сложностей. Они очень малы, имеют низкую яркость и расположены очень далеко от Земли. Одним из наиболее эффективных методов (и самым сложным) является изучение звездных покрытий в момент прохождения карликовых планет перед звездой. Такой метод позволяет определить основные характеристики космического тела.

По словам Хосе Луиса Ортиса, одного из исследователей карликовых планет, ими было предсказано, что 21 мая 2017 года, планета Хаумеа окажется перед звездой. Поэтому 10 из 12 телескопов в различных частях Европы начали охоту за этим явлением. Мобилизация столь большого количества технических средств способствовало более точному определению геометрических параметров Хаумеи.

После анализа полученных данных ученые были крайне удивлены, когда поняли, что изучаемый ими объект имеет большие размеры, но меньшую светимость и плотность, чем предполагалось ранее.

Орбита Хаумеи имеет форму эллипса, которую Хаумея проходит за 284 земных года. Оборот вокруг своей оси планета делает за 3,9 часа. Это самая большая скорость вращения во Вселенной среди объектов, размер которых превышает 100 км. Такая скорость повлияла на трансформацию формы, сделав ее эллипсоидной. Последние данные показывают, что радиус самой большой оси равен 2320 км. Это означает, что Хаумея в этом месте практически идентична Плутону за одним исключением – на ней нет глобальной атмосферы.

Помимо уточнения размеров карликовой планеты, ученым удалось сделать удивительное открытие. Они обнаружили вокруг транснептуновой планеты кольцо.

По словам Пабло Сантоса-Санта, ученого, являющегося членом исследовательской группы, такое открытие было настоящим сюрпризом для всех. Результаты исследования также позволяют говорить, что космические тела, расположенные дальше, чем кентавры, тоже могут быть обладателями колец.

Кольцо расположено в экваториальной части Хаумеи, как и орбита ее спутника – Хияка. Скорость вращения замороженных частиц, входящих в состав кольца, в три раза меньше скорости обращения планеты вокруг оси.

Наиболее достоверными версиями образования кольца называются столкновение с другим космическим объектом и рассеивание материала с поверхности Хаумеи за счет высокой скорости вращения.