Пятница, 29.03.2024, 08:14

Вам нравится наш сайт?
Главная » 2020 » Январь » 9 » Далекая галактика окружена гигантским кольцом из водорода
09.01.2020 10:57

Далекая галактика окружена гигантским кольцом из водорода

Совсем недавно датские исследователи сообщили об обнаружении молодых галактик, окруженных огромными «коконами» из относительно тяжелых элементов: кислорода и азота, но прежде всего углерода. При этом совершенно непонятно, какой процесс ответственен за перенос этих элементов, которые на самом деле могут возникать только внутри звезд, на расстояние до 30 тысяч световых лет в пустое межгалактическое пространство.

Этот снимок, сделанный Гавайским телескопом «Канада-Франция-Гавайи» подтвердил результаты индийских измерений: галактика AGC 203001 окружена эксцентрическим кольцом из водорода, которое имеет красноватый оттенок. Два меньших красных пятна справа внизу представляют собой скопления водорода в двух других галактиках. Фото: O. Bait (NCRA-TIFR/GMRT), Duc (ObAS/CFHT)

И вот теперь астрономами обнаружен очередной масштабный космический феномен. На этот раз ученых удивило кольцо из водорода с впечатляющим диаметром в 380 тысяч световых лет. Оно почти в четыре раза больше Млечного Пути и значительно больше, чем галактика AGC 203001, в окрестностях которой ее и обнаружили индийские астрономы. При этом далекую галактику от нас отделяет около 260 миллионов световых лет.

Сначала был обнаружен водород...

Уже при поверхностном анализе рассматриваемой области неба в области AGC 203001 были обнаружены высокие концентрации нейтрального (т.е. неионизированного) водорода, которые показывают типичную линию HI. А это значит, что их можно увидеть в радиоизлучении с длиной волны 21 сантиметра, что характерно именно для нейтрального водорода.

Эти измеренные значения соответствовали общим моделям, согласно которым в галактиках имеются большие скопления водорода с высокой скоростью образования новых звезд. Но в случае AGC 203001 распределение оказалось достаточно странным, по причине чего команда астрономов во главе с Омкаром Байтом из Национального центра радиоастрофизики в Пуне (Индия) провела с помощью тамошнего «Гигантского Метроволнового радиотелескопа» (Giant Metrewave Radio Telescope) измерения с высоким разрешением.

...а затем структура, которую он формирует

Наблюдения показали, что водород образует гигантское кольцо, которое простирается далеко за пределы видимых частей галактики. Но кольцо это не концентрическое, а несколько смещенное «в сторону». Но еще больше исследователей поразило то, что кольцо никак не связано с образованием молодых звезд: сравнение с данными исследования по видимой части спектра показало, что кольцо вообще не содержит звезд.

По словам исследователей, AGC 203001 стала лишь вторым случаем, когда была обнаружена подобная структура. Одним из объяснений «сдвинувшегося» кольца могло бы стать то, что рассматриваемая галактика в прошлом столкнулась с соседней галактикой. Но, как бы там ни было, такие кольца должны содержать в себе звезды. Так что, почему AGC 203001 не имеет ни одной звезды, остается загадкой. Теперь команда индийских астрономов хочет исследовать и другие галактики на предмет распределения в них водорода, чтобы, возможно, найти разгадку образованию таких колец.