Четверг, 25.04.2024, 20:00

Наше Солнце это?
Главная » 2019 » Январь » 10 » Фантастический снимок второй по близости к нам спиральной галактики
10.01.2019 15:32

Фантастический снимок второй по близости к нам спиральной галактики

Треугольная туманность считается третьим по величине звездным островом Локальной группы, и ее можно увидеть даже невооруженным глазом.

Если при ясной погоде и при малом световом загрязнении посмотреть на созвездие Треугольник, расположенное к северо-западу от созвездия Рыб, вы обнаружите восточнее него нечеткое пятно. Эта едва видимая бледная туманность может на первый взгляд показаться совершенно не впечатляющей. Но только на первый взгляд. На самом деле это пятно является одним из самых дальних объектов космоса, которое еще можно увидеть невооруженным глазом. Эта так называемая туманность Треугольника (Messier 33) находится примерно в трех миллионах световых лет от нас и считается, после галактики Андромеды, второй по близости к нам спиральной галактикой в ночном небе и третьим по величине объектом локальной группы, то есть галактического скопление, в которое входит и Млечный путь.

Очень Большой телескоп (Very Large Telescope = VLT) Южной Европейской обсерватории позволил сделать впечатляющий снимок близкой к нам галактики Треугольник. Фото: ESO

Даже в самых лучших любительских телескопах это выглядит размытым пятном. Но профессиональные астрономы с помощью Очень Большого телескопа (Very Large Telescope = VLT) Южной Европейской обсерватории в Чили смогли составить подробнейший портрет этой формации. Новое фото стало лучшим из всех широкоформатных снимков этого объекта, сделанных когда-либо с Земли, и с высокой четкостью отображает многочисленные светящиеся газовые облака в спиральных рукавах.

Открытие 17 века

Туманность Треугольника (она же Messier 33 или NGC 598) была замечена французским охотником за кометами Шарлем Мессье в августе 1764 года, который и включил ее под номером 33 в свой знаменитый список примечательных туманностей и звездных скоплений. Но при этом он был не первым, кто в письменном виде зафиксировал эту спиральную галактику. Предполагается, что о ней почти за сто лет до Мессье сделал записи сицилийский астроном Джованни Баттиста Годиерна.

Хотя галактика Треугольник располагается в небе Северного полушария, она все еще видна с южной точки наблюдений Паранальской обсерватории ESO в Чили. Правда, она располагается, если смотреть оттуда, совсем невысоко в небе. Этот снимок был сделан поисковым телескопом VLT (VLT Survey Telescope = VST), представляющим собой суперсовременный сканирующий телескоп с диаметром зеркала 2,6 метра и полем зрения вдвое превышающим полную Луну.

Общая картинка была составлена из множества отдельных снимков, включая некоторые снимки сквозь фильтр, через который проходил только свет светящегося водорода. И это привело к тому, что красные газовые облака в спиральных рукавах галактики выделяются особо четко.

Достойный внимания эмиссионный туман

Среди многочисленных областей звездообразования в спиральных рукавах галактики Messier 33 особенно выделяется туманность NGC 604. Эта туманность диаметром почти в 1 500 световых лет является одной из наибольшей известных эмиссионных туманностей. Она раскинулась на площади, в 40 раз превышающей видимую часть известной и значительно более близкой к нам туманности Ориона.

Галактика Треугольник - это третий член Локальной галактической группы, к которой относятся Млечный путь, галактика Андромеды, а также около 50 более мелких галактик. В общей сложности Локальная группа вмещает в себя массу примерно 2 триллионов солнечных масс. Темными ночами с ясным звездным небом эту галактику еще можно увидеть на небосводе и невооруженным глазом, и при этом она является одним из наиболее удаленных небесных объектов, которые можно различить без использования оптических приборов. Для терпеливых наблюдателей условия слежения за этим объектом в долгосрочной перспективе могут только улучшаться: эта галактика со скоростью примерно 100 тысяч километров в час мчится в сторону Млечного пути.

Снимок галактики Треугольник с космического телескопа «Хаббл» состоит их 54 отдельных изображений.Фото: NASA, ESA, and M. Durbin, J. Dalcanton, and B. F. Williams (University of Washington)

Детальный снимок с телескопа «Хаббл»

Но еще более близко на эту галактическую структуру позволяет взглянуть этот снимок, который позволяет не только подробно изучить звездообразующие спиральные рукава галактики, но и дает возможность увидеть богатый ландшафт более удаленных галактик, рассеянных позади мириадов звезд. Сюда же добавляются и светящиеся облака в NGC 598.

Насколько зрелищным бы ни был снимок телескопа VLT, команда телескопа «Хаббл» на днях опубликовала новую и еще более впечатляющую фотографию созвездия Треугольник. Представленный общественности снимок состоит из 665 миллионов пикселей и был составлен из 54 отдельных снимков. С помощью этой мозаики астрономы теперь собираются исследовать области в спиральной галактике, где газ и пыль образуют новые звезды.