Пятница, 26.04.2024, 18:43

Какая планета лишняя?
Главная » 2010 » Январь » 5 » Астрономы обнаружили "вальс" сверхмассивных черных дыр
05.01.2010 18:47

Астрономы обнаружили "вальс" сверхмассивных черных дыр

Астрономы объявили, что они обнаружили 33 пары сверхмассивных черных дыр в далеких галактиках, которые находятся в стадии слияния,  «вальсируя» друг с другом, приближаясь к слиянию. Этот результат является особенно важным, поскольку он показывает, насколько часто галактики сливаются друг с другом.

Два ярких ядра вблизи центра этой галактики представляют две сверхмассивные черные дыры. Фото NASA / ESA

Астрономические наблюдения показали, что почти в каждой галактике имеется центральная сверхмассивная черная дыра (с массой от миллиона до миллиарда раз больше массы Солнца) и что галактики часто сталкиваются и сливаются, образуя новые, более массивных галактики.

Ученые считают, что во время слияния галактик две черные дыры постепенно сближаются в сторону центра новой галактики, вращаясь одна вокруг другой в «космическом вальсе», а так же участвуя в гравитационном «перетягивании»  окружающих их звезд. В результате  такого танца, хореографом которого является сам закон Ньютона, сверхмассивные черные дыры постепенно сближаются и сливаются в еще более массивную черную дыру. Такой «вальс слияния», предположительно, ждет и нашу галактику Млечный путь примерно через 3 миллиарда лет, когда она столкнется с галактикой Андромеды.

Астрономы считают, что таких пар сверхмассивных черных дыр много во Вселенной, просто до недавнего времени лишь немногие из них были найдены. Ученые объявили, что ими открыто 33 новые пары сверхмассивных черных дыр, которые уже начали сливаться, кружась одна вокруг другой. В рамках проекта астрономами было обследовано 50000 галактик.

В частности, галактика COSMOS J100043.15 020637,2 является участницей космологической эволюции и находится на расстоянии 4-х миллиардов световых лет от Земли. Исследователи измерили, что расстояние между двумя сверхмассивными черными дырами в COSMOS J100043.15 020637,2  составляет 8000 световых лет (1 / 3 расстояния от Солнца до центра Галактики). Чтобы проверить эту гипотезу, астрономы получили спектры галактики с помощью спектрографа DEIMOS на 10-м (400 дюймов) телескопе «Кек» на Гавайях. Спектральное изучение  показало, что два центральных ядра галактик действительно представляют собой активные ядра галактик, что поддержало гипотезу о том, что астрономы имеют дело с сверхмассивными черными дырами.

Это открытие является значительным еще потому, что  показывет, что двойные системы из сверхмассивных черных дыр встречаются гораздо чаще, чем ранее считалось. Данные по количеству обнаруженных двойных сверхмассивных черных дыр можно, в свою очередь,  использовать для оценки того, как часто происходит слияние галактик. Ученые считают, что в среднем в галактиках с возрастом от 4 до 7 миллиардов лет происходят слияния каждые 3 миллиарда лет.

По материалам