Вторник, 16.04.2024, 08:28

Какая планета лишняя?
Главная » 2017 » Июнь » 13 » Космический аппарат «Кассини» показал неоднородность Япета
13.06.2017 09:46

Космический аппарат «Кассини» показал неоднородность Япета

Космический аппарат «Кассини» за долгое время своего исследования Сатурна и его свиты, отправил на землю тысячи снимков, но как-то все стороной обходил свои вниманием Япет. Новое опубликованное учеными изображение показывает нам необычный спутник Сатурна.

Япет. Фото NASA / JPL-Caltech / Space Science Institute

Представленное выше изображение было получено в видимом диапазоне, космическим аппаратом «Кассини» с использованием узкоугольной камеры, 11 марта 2017 года с расстояния около 2,6 миллиона километров.

Япет был открыт 25 октября 1671 года астрономом Джованни Доменико Кассини. Он был виден в телескоп только тогда, когда находится к западу от Сатурна. В 1705 году, используя более сильный телескоп, Кассини всё же увидел этот спутник во время нахождения к востоку от планеты. Оказалось, что при этом он слабее на 2 звёздные величины. Загадка Япета заключается в сильно отличающихся друг от друга по яркости половин спутника. Астрономы установили, что сторона спутника, смотрящая по направлению движения, более «красная», чем противоположная движению.

По мнению некоторых ученых темные области Япета способны нагреваться до достаточно высоких температур (−146 градусов по Цельсию). Такая температура обеспечивает возможность медленной сублимации водяного льда и прямого превращения его в пары воды, минуя жидкую стадию. Такой пар затем мигрирует и оседает на затемненной половине в виде инея, что делает поверхность Япета гораздо светлее. Относительно небольшие размеры Япета – 1500 километров - и низкая гравитация позволяют льду легко перемещаться из одного полушария в другое. Также прогреванию Солнцем способствует и довольно медленное вращение Япета с периодом 79 дней.

Япет по форме напоминает грецкий орех, с огромным хребтом, проходящим вдоль экватора. Происхождение хребта настоящая загадка. Учёные считают, что он мог появиться в результате сжатия пород или прорыва материала из глубин луны на её поверхность. В любом случае это должен был быть очень необычный процесс, возможно, как-то связанный с неоднородной окраской Япета.

По одной из гипотез, хребет на Япете мог появиться в результате сжатия пород. Изначально период обращения Япета вокруг оси мог составлять менее десяти часов, а диаметр спутника в экваториальной области был примерно в полтора раза больше расстояния между его полюсами. Впоследствии скорость вращения Япета сильно уменьшилась, и он приобрёл более сферическую форму. В результате площадь поверхности Япета сократилась, а «выдавленные» породы скопились вдоль экватора.