WASP-104b на расстоянии 466 световых лет от Земли отражает не более трех процентов попадающего на нее света. В этом отношении она стала одной из самых темных открытых до сих пор экзопланет. А ее высокая собственная температура может придавать ей красноватый оттенок.
Экзопланета WASP-104b глазами художника. Иллюстрация nasa/jpl-caltech
Открытая в 2014 году астрономами с помощью космического телескопа Kepler экзопланета возле желтого карлика WASP-104 оказалась не совсем обычным космическим объектом. Этот газовый гигант, расположенный на расстоянии 466 световых лет в созвездии Льва, вращается вокруг своей материнской звезды с периодом обращения всего в два дня и на очень близком расстоянии от нее. Такое ее месторасположение позволило отнести планету к классу так называемых «горячих Юпитеров».
Что отличает такой вид экзопланет от других, так это, наряду с прочим, наличие малоотражающей поверхности, по причине чего WASP-104b поначалу представилась взорам ученых чем-то чрезвычайно затемненным. При первичном анализе данных наблюдения ученые предположили, что экзопланета поглощает 60 процентов попадающего на нее света.
Но как оказалось позднее, исследователи при первом знакомстве значительно недооценили WASP-104b. Группа астрофизиков под руководством Тео Моцника из английского университета Кили в городе Ньюкасл-андер-Лайм занялась изучением этой планеты вплотную, и очень скоро выяснилось, что на самом деле она значительно более темная, чем предположили сначала. В отчете о своей работе исследователи сообщают, что WASP-104b «заглатывает» от 97 до 99 процентов попадающего на нее света, что делает ее одной из самых темных из всех открытых до сих пор экзопланет. Как минимум с точки зрения отражения, пишут астрономы на портале ArXiv, планета предстает более черной, чем антрацит.
Натрий и калий
Причина такой темноты отчасти заключается в химическом составе планеты. Ее плотная атмосфера состоит в значительно части из элементарного натрия и калия. Обе субстанции играют решающую роль в том, что поверхность экзопланеты WASP-104b отражает так мало света. Об этом Моцник рассказал корреспонденту журнала New Scientist.
Так как планета находится со своей звездой в связанном вращении и остается всегда повернутой к светилу одной и той же стороной, на ее светлом и горячем полушарии не могут образовываться облака, которые обычно обеспечивают более высокую рефлексию. Но действительно ли при прямом оптическом наблюдении планета выглядела бы черной, остается вопросом: другие «горячие Юпитеры», которые изучались до сих пор, по причине своих высоких температур испускают излучение в красном диапазоне светового спектра, что, по словам Моцника, может придавать им пурпурный оттенок.