Вторник, 16.04.2024, 21:13

Сколько Вам лет?
Главная » 2015 » Июль » 24 » В поисках второй Земли - какие экзопланеты похожи на нашу планету?
24.07.2015 01:05

В поисках второй Земли - какие экзопланеты похожи на нашу планету?

Сравнительные размеры Земли (справа) и экзопланет (слева-направо): Kepler-22b, Kepler-69c,  Kepler-452b, Kepler-62f и Kepler-186f. Иллюстрация: NASA

Каждая открытая землеподобная экзопланета, вращающаяся вокруг звезды солнечного типа, делает нас на шаг ближе к открытию точной копии нашей планеты. Космический телескоп "Кеплер" - главный "охотник" за экзопланетами, уже открыл множество потенциально обитаемых миров в нашей галактике. Чтобы сузить зону поиска потенциально обитаемой планеты, "Кеплер" осуществляет поиски новых объектов в так называемых "зонах жизни" - областях вокруг звезд, где вода может находиться в жидком состоянии, и, как следствие, температура на потенциальной планете может также быть благоприятной для поддержания жизни (той, которую мы знаем).

В каждой звездной системе "зона жизни" имеет разные размеры. Где-то она весьма обширна, где-то более узкая. В одной системе "зона" жизни располагается ближе к звезде, в другой дальше. Основным фактором, конечно, является сама звезда и ее физические характеристики.

Последней открытой "сестрой" Земли является экзопланета "Кеплер-452b", о которой мы писали ранее. Сейчас, по мнению ученых, эта экзопланета является наиболее похожей на нашу планету. Но есть и другие землеподобные экзопланеты, открытые ранее. И сейчас, мы вместе вспомним, какие наиболее похожие на Землю миры были обнаружены до открытия "Кеплер-452b".

Экзопланета Kepler-186f в представлении художника. Иллюстрация: NASA Ames/SETI Institute/JPL-Caltech

Второй наиболее похожей на Землю экзопланетой считается "Кеплер-186f" в системе Kepler-186, расположенной на расстоянии 500 световых лет от Земли в созвездии Лебедь. Размеры планеты Kepler-186f превышают земной всего на 10%.

Планета находится на сравнительно небольшом расстоянии от звезды: её период обращения вокруг материнской звезды, которая является красным карликом спектрального класса М, составляет 130 земных суток. И в тоже время, экзопланета находится на дальней границе "зоны жизни".

Энергия, получаемая Kepler-186f от своей звезды составляет третью часть от энергии, получаемой нашей планетой от Солнца. В полдень на поверхности планеты звезда Kepler-186 светит примерно также, как наше Солнце за час до своего захода. Состав атмосферы в общих чертах может быть схож с составом атмосферы Земли; температура на "Кеплер-186f"  возможно такая же, как и на нашей планете. Но астрономы не исключают и сходство с атмосферой Венеры, следовательно температура на планете будет намного выше.

Система Kepler 62. Иллюстрация NASA Ames/JPL-Caltech

До открытия "Кеплер-186f" лидирующее место в списке "двойников" Земли занимала экзопланета "Кеплер-62f". Расчеты показывают, что она на 40% больше Земли и имеет период обращения - 267 земных дней. Звезда системы - "Kepler 62", удаленная от нас на 1200 световых лет в созвездии Лиры, на 1/3 меньше Солнца, холоднее его и в 5 раз тусклее. Однако близость экзопланеты к звезде делает условия на ней более-менее благоприятные для развития и поддержания жизни.

Система Kepler 69. Иллюстрация NASA Ames/JPL-Caltech

В тоже время (первая половина 2013 года) было объявлено еще об одной интересной экзопланете - "Кеплер-69c", однако та больше нашей планеты на 70%! В некотором смысле это плохие новости, т. к. по мнению ученых чем больше "супер-Земля", тем меньше шансов на обнаружение жизни на ней. Но есть и хорошие данные: экзопланета располагается в зоне жизни, а ее период обращения составляет 242 земных дня.

К тому же, материнская звезда системы "Kepler 69" относится к спектральному классу G. Она очень похожа на Солнце: масса составляет 93% массы Солнца, а светимость - 80% солнечной.

Экзопланета Kepler-22b. Иллюстрация NASA/Ames/JPL-Caltech

Еще раньше, идеальным двойником Земли считалась экзопланета "Кеплер-22b". Это была первая экзопланета, обнаруженная в "зоне жизни" в рамках миссии телескопа "Кеплер". И среди озвученных планет "Кеплер-22b" является самым настоящим "сумоистом".

Диаметр экзопланеты превышает земной в 2,4 раза. До сих пор не установлено, имеет ли данная планета каменистую поверхность, или покрыта водой, а быть может состоит из газа. Экзопланета была обнаружена почти сразу после начала наблюдений "Кеплером" в 2009 году.

И еще один интересный факт о "Кеплер-22b": 21 декабря 2012 года к данной планете был отправлен радиосигнал, содержащий информацию об окружающем нас мире и приветствиями потенциальным внеземным цивилизациям. Послание землян было отправлено с помощью радиотелескопа РТ-70, однако дойдет оно не скоро - экзопланета удалена на расстояние в 600 световых лет от нашей планеты.

Визуальное сходство Земли (слева) и Gliese 667Cc (справа) - компьютерная модель.

Между тем, не все землеподобные экзопланеты были открыты с помощью "телескопа-охотника". В 2011 году астрономы объявили об открытии "Gliese 667Cc" с помощью 3,6-метрового телескопа, принадлежащего Европейской южной обсерватории.

Планета располагается всего в 22 световых годах от нас. Она массивнее Земли примерно в 4,5 раза. Вращается на орбите вокруг красного карлика в "зоне жизни" на небольшом расстоянии от звезды - период обращения составляет 28 земных суток. Таким образом, планета сильно подвержена воздействию излучения звезды. И в тоже время, она получает всего около 90% энергии, которую мы получаем от нашего Солнца. К сожалению, диаметр и плотность экзопланеты до сих пор остаются загадкой для астрономов.

Таким образом, хорошо прослеживается следующая цепочка - каждая открытая землеподобная экзопланета является наиболее близким "двойником" нашей планеты, что в свою очередь подтверждает то, с чего мы начали этот материал: "Каждая открытая землеподобная экзопланета делает нас на шаг ближе к открытию точной копии нашей планеты".