Пятница, 29.03.2024, 00:16

Самый перспективный космический двигатель ?
Главная » 2020 » Июль » 17 » В космосе обнаружены круги из радиоволн
17.07.2020 06:00

В космосе обнаружены круги из радиоволн

Таинственные круги слабых радиоволн стали очередной загадкой для астрономов. Происхождение, возникновение, точные размеры и расстояния этих структур до сих пор неизвестны. Ясно пока что только одно: до сих пор ничего подобного еще не наблюдалось.

Один из четырех обнаруженных радиокругов. ©/источник: R. Norris et al., ArXiv.org 2020

Как сообщила группа, возглавляемая Рэем Норрисом из Университета Западного Сиднея, на предпечатном ресурсе ArXiv.org, они еще в 2018 году с помощью радиотелескопов комплекса Australian Square Kilometer Array Pathfinder (ASKAP) в рамках проекта по выявлению радиоисточников в небе обнаружили радиокруги, получившие название «Нечетные радиокруги» (Odd Radio Circles=ORC).

В общей сложности исследователи обнаружили четыре таких круга: три с помощью ASKAP и один во время поиска архивных данных радиотелескопа «Giant MetreWaveRadio Telescope» (GMRT). Сами ученые подозревают, что более ранние исследования не обнаруживали этих кругов, потому что используемые телескопы не были способны обнаруживать такие слабые радиоволны.

Пока что астрономам об обнаруженных ORC известно крайне мало. Понятно пока что лишь то, что они симметричны, а их внешние края светлее, чем внутренние. При этом круги появляются только в радиоспектре, но не в визуальном или рентгеновском диапазоне. Два из обнаруженных кругов окружают галактику, а два других - нет. Расстояние и точный размер этих структур до сих пор неизвестны. Тот факт, что два OCR смогли найти относительно близко друг к другу, говорит о том, что они не являются редкими явлениями. Но вот имеют ли все четыре радиоволновых круга одинаковое или похожее происхождение, также пока неясно. Единственное, что несомненно, - это то, что здесь речь не идет о каких-то сбоях телескопа ASKAP - не в последнюю очередь потому, что один из четырех кругов был обнаружен с помощью другого телескопа.

Антенны комплекса радиотелескопов Australian Square Kilometer Array Pathfinder (ASKAP). © CISRO

Сами авторы исследования подозревают, что это могут быть сферические ударные волны от внегалактических столкновений или вспышек радиогалактик. Но точно пока еще никто утверждать не берется. В своей статье авторы объясняют, почему они считают причиной остатки сверхновой (то есть взрыва старой звезды) столь же маловероятной, как и то, что обнаруженные OCR представляют собой галактические планетарные туманности, области звездообразования или радиогалактики, так называемые кольца Эйнштейна, если смотреть на них с особой перспективы, кольца - вокруг так называемых звезд Вольфа-Райе или гало вокруг галактических скоплений.

Но при этом авторы даже не затрагивают вопрос о том, могут ли эти радиокруги оказаться результатом искусственно вызванных явлений, возможно, даже преднамеренно генерируемых сигналов (например, в смысле поиска сигналов внеземного разума - SETI или METI).