Четверг, 28.03.2024, 23:47

Вам нравится наш сайт?
Главная » 2020 » Май » 29 » В 520 световых годах от нас рождается новая планета
29.05.2020 14:11

В 520 световых годах от нас рождается новая планета

На снимке, сделанном телескопом Европейской Южной Обсерватории хорошо видно, как газ и пыль создают новый мир.

Панорамный вид протопланетного диска звезды AB Aurigae. В центре можно увидеть «излом» очень яркого желтого цвета, который, как предполагают астрономы, и является местом рождения новой планеты. Фото: ESO/Boccaletti et al.

Как бы ни было распространено такое событие на просторах Млечного Пути, мы крайне редко получаем возможность за ним наблюдать. Это событие - появление новой планеты. И вот астрономам Европейской Южной обсерватории (ESO) удалось найти четкие признаки такого процесса, о чем они пишут в журнале Astronomy & Astrophysics.

Место рождения планеты находится на расстоянии 520 световых лет от нас в созвездии Возничего (лат. Auriga). В дополнение к известной Капелле, одной из самых ярких звезд на небе, в это созвездие также входит молодая звезда AB Aurigae. Теперешнее ее состояние напоминает начало нашей Солнечной системы, потому что она все еще окружена протопланетным диском - кольцевым скоплением пыли и газа, в котором из локальных уплотнений в конечном итоге и образуются планеты.

С помощью «Очень Большого Телескопа» (Very Large Telescope, VLT) в Чили, принадлежащего ESO, было обнаружено, что в этом диске имеется примечательная спиральная структура с «изломом». И это может быть первым прямым доказательством образования протопланеты, то есть планетарного зародыша. «До сих пор были идентифицированы уже тысячи планет, но крайне мало что известно о том, как они образуются», - говорит Энтони Боккалетти, который возглавляет исследование в Обсерватории Парижа. - «И нам крайне необходимо наблюдать очень молодые системы, чтобы зафиксировать момент, когда происходит образование планеты».

Если бы можно было лететь к звездной системе PDS 70 на гиперсветовом космическом корабле, то его пассажиры видели бы картину, похожую на эту: две гигантские планеты, уже вырвавшиеся из сырья диска вокруг звезды. Иллюстрация: W. M. KECK OBSERVATORY/ADAM MAKARENKO

Нарушитель спокойствия сотворяет что-то новое

До сих пор, согласно информации ESO, астрономы не могли сделать достаточно резких и глубоких снимков протопланетных дисков. Но случай AB Aurigae теперь позволил это сделать. По словам Эммануэля Ди Фолко из Астрофизической лаборатории Бордо, текущие наблюдения могут наглядно показать процесс того, как рождающаяся планета вызывает возмущения в окружающей материи диска.

Образуется волна, «похожая на след лодки на озере». А когда планета вращается вокруг центральной звезды, эта волна обретает форму спирального рукава. Таким образом, светло-желтая зона складок вблизи центра нового снимка четко отмечает место рождения планеты. Согласно ESO, это место располагается примерно так же далеко от звезды, как в нашей системе Нептун от Солнца.

«Такой процесс предполагается некоторыми теоретическими моделями формирования планет», - говорит коллега Ди Фолко, Энн Датри. - «Он представляет собой соединение двух спиралей. Одна спираль завивается внутрь от орбиты планеты, другая расширяется наружу, и они соединяются в месте расположения планеты. Эти спирали обеспечивают, что газ и пыль с диска накапливаются на формирующейся планете и позволяют ей расти».

Насколько широко распространен процесс формирования планет в Млечном Пути, показывает исследование американских исследователей, опубликованное почти одновременно с этой работой в издании Astronomical Journal. Команда астронома из Калифорнийского технологического института (Caltech) Джейсона Ванга нашла то, что искала, в совершенно другом месте: в 370 световых годах от нас в созвездии Кентавра находится молодая звездная система PDS 70, которая также имеет протопланетный диск. Но там процесс кажется уже несколько более продвинутым, чем в AB Aurigae, и там уже образовались две протопланеты в формате Юпитера.