Вторник, 19.03.2024, 12:19

Сколько Вам лет?
Главная » 2015 » Май » 22 » Телескоп WISE обнаружил самую яркую галактику во Вселенной
22.05.2015 14:36

Телескоп WISE обнаружил самую яркую галактику во Вселенной

С помощью инфракрасного космического телескопа WISE астрономы обнаружили далекую и весьма яркую галактику, которая светит ярче 300 триллионов Солнц. Результаты исследования были опубликованы сегодня, 22 мая, в докладе на The Astrophysical Journal.

Галактика WISE J224607.57-052635.0 в представлении художника. Иллюстрация: NASA/JPL-Caltech

Обнаруженная галактика принадлежит к новому классу объектов, так называемых "Чрезвычайно светящихся инфракрасных галактик" (англ. - Extremely Luminous InfraRed Galaxies - ELIRG).

"Мы смотрим на очень интенсивный этап эволюции галактики. Этот ослепительный свет может быть связан с всплеском роста черной дыры внутри галактики", - сказал Чао-Вэй Цай  (Chao-Wei Tsai) из Лаборатории реактивного движения (JPL), ведущий автор исследования.

"Бриллиантовая" галактика, получившая название WISE J224607.57-052635.0, скорее всего имеет огромную сверхмассивную черную дыру в своей центральной части. Вокруг таких объектов скапливается газ и материя, которые нагреваются до высочайших температур в миллионы градусов по Цельсию. Там происходят взрывы высоких энергий, наблюдаемые в ультрафиолетовом и рентгеновском диапазоне. Видимый свет блокируется окружающей оболочкой пыли, но она нагревается и хорошо наблюдается в инфракрасном диапазоне.

Сверхмассивные черные дыры являются типичными объектами для ядер галактик, но обнаруженный объект весьма уникален. Впервые астрономы обнаружили столь огромный объект, удаленный на расстоянии 12,5 миллиардов световых лет от нас! Вселенной не было и десятой части от сегодняшнего возраста (13,8 миллиардов лет), а масса черной дыры в галактике WISE J224607.57-052635.0 уже доходила до нескольких миллиардов масс Солнца!

В ходе проведенного исследования ученые смогли определить три причины, по которым черные дыры в галактиках типа ELIRG могут быть такими массивными. Во-первых, такие галактики изначально могут рождаться весьма массивными, т. е. "эмбрионы" черных дыр уже могли быть намного массивнее, чем считалось возможным. Во-вторых, может быть нарушен предел Эддингтона, когда темпы аккреции (падение вещества на черную дыру) настолько высоки, что светимость превышает критическую. Стоит отметить, что нарушение этого предела наблюдалось и ранее, но черная дыра в WISE J224607.57-052635.0 пришлось бы превысить этот предел в многократном размере. И наконец, если черная дыра вращается не так быстро, то она не будет отталкивать вещество в больших объемах. Как следствие, такой объект сможет сохранить намного больше материи.

В общей сложности, с помощью WISE было обнаружено 20 новых галактик типа ELIRG. Для лучшего их понимания необходимо проведение дополнительных исследований. В дальнейшем ученые планируют с большей точностью определить массы центральных черных дыр у этих галактик. Зная истинную массу объектов, исследователи смогут лучше понять историю и природу черных дыр и их галактик.