Четверг, 25.04.2024, 05:11

Какой химический элемент преобладает в составе Солнца?
Главная » 2013 » Август » 25 » Спитцер: 10 лет на орбите
25.08.2013 17:00

Спитцер: 10 лет на орбите

Сегодня, 25 августа, инфракрасный космический телескоп "Спитцер" празднует юбилей: 10 лет на орбите нашей планеты.

"Я всегда знал, что "Спитцер" будет работать, но я понятия не имел, что это будет так продуктивно, захватывающе и долго, как это есть. Захватывающие изображения, которые мы получаем и научные достижения выходят за рамки того, что мы могли представить, когда начинали этот путь 30 лет назад", - сказал Майкл Вернер, ученый из проекта "Спитцер".

Космический аппарат был запущен на орбиту 25 августа 2003 года с помощью ракеты-носителя "Дельта-2", которая стартовала с мыса Канаверал. За время работы на орбите "Спитцер" провел множество наблюдений ближнего и дальнего космоса в инфракрасном диапазоне и сделал много научных открытий. В 2009 году у телескопа закончился запас хладагента и он перешел в так называемую "тепловую" фазу миссии.

В ближайшее время телескоп будет использоваться для поиска астероида, который будет захвачен специальным аппаратом и транспортирован на орбиту системы Земля-Луна для подробного изучения. Например, на октябрь этого года запланированы наблюдения астероида-кандидата 2009 DB.

А сейчас, давайте вспомним некоторые открытия и фотографии, которые были сделаны с помощью космического аппарата.

Двойная звезда в системе YLW 16A в представлении художника. Иллюстрация: NASA/JPL-Caltech

Недавно, с помощью "Спитцера" астрономы обнаружили систему, которая состоит из трех развивающихся звезд, две из которых вращаются вокруг общего центра масс. А вокруг двойной звезды расположен диск космического вещества, оставшегося после процессов звездообразования.

Туманность M78. Фото NASA/JPL-Caltech

Телескоп сфотографировал отражательную туманность М78 (NGC 2068), которая расположена в созвездии Ориона.

Туманность "Северная Америка". Фото: NASA/JPL-Caltech

Телескоп сфотографировал туманность под названием "Северная Америка". На изображении представлено целое семейство звёзд всех возрастов, от пыльных малышей до юных и взрослых.

Туманность RCW 120. Фото NASA/JPL-Caltech

С помощью космического инфракрасного телескопа  «Спитцер» (Spitzer) астрономы сфотографировали туманность RCW 120, которая в инфракрасном диапазоне похожа на гигантский перстень с опаловым камнем в середине.

Фотографии кометы ISON, полученные космическим телескопом Спитцер. Фото: NASA/JPL-Caltech/JHUAPL/UCF

С помощью телескопа, астрономы пронаблюдали за выбросами углекислого газа и пыли у кометы ISON.

Скопление галактик CIG J02182-05102 . Фото Spitzer Space Telescope, IRAC, MIPS/Subaru/NASA/JPL-Caltech/K Tran & C. Papovich (Texas A&M University)

Астрономы смогли проникнуть в прошлое нашей Вселенной на 10 миллиардов лет назад и увидеть процессы активного звездообразования в древних галактиках скопления CLG J02182-05102.

Участок неба, где была обнаружена вспышка. Фото NASA/JPL-Caltech/GSFC

"Спитцер" обнаружил тусклую вспышку, которая, возможно, является светом от самого дальнего из известных на сегодня космических объектов во Вселенной. Исследователи полагают, что это могут быть ранние звезды или первые черные дыры.

Звезды в Орионе. Фото NASA/JPL-Caltech

Телескоп сфотографировал оживленную молодую звездную колонию в туманности Ориона, которая находится в мече охотника знаменитого созвездия.

Также, космический аппарат принимал участие в миссиях совместно с другими телескопами.

Галактика MACS 1149-JD (в правом нижнем углу). Иллюстрация NASA/ESA/STScI/JHU

На основе данных, полученных с помощью космических телескопов "Хаббл" и "Спитцер", астрономы обнаружили галактику, которая расположена на расстоянии 13,1 миллиардов световых лет от нашей планеты.

Взаимодействующие галактики  II Zw 096. Яркое пятно в центре - область активного звездообразования. Фото NASA/JPL-Caltech/STScI

На этом снимке изображена мощная вспышка звездообразования. Снимок получен из объединенных данных наблюдений инфракрасного телескопа «Спитцер» и телескопа «Хаббл». Инфракрасные данные «Спитцера» показывают, что в облаках пыли и газа область столкновения сияет даже ярче галактических ядер, причем источником света служит множество еще не созревших звезд.

Центр Млечного пути. Фото NASA, ЕКА, SSC, КЭС, а STScI

В рамках празднования Международного года астрономии 2009 астрономы объединились, чтобы создать потрясающую фотографию центра нашей Галактики Млечный путь. С помощью трех лучших орбитальных телескопов Хаббл (Hubble Space Telescope), Спитцер (Spitzer Space Telescope) и Чандра (Chandra X-Ray Observatory) было получено это беспрецедентное изображения центральной области нашей Галактики.

Все вышеперечисленное - лишь малая часть того, что исследовал космический аппарат.