Проведенное недавно исследование древнейших в мире наскальных росписей показало, что уже эти доисторические художники имели неожиданно комплексные астрономические знания и их понимание. И эти знания могли иметь далеко идущие последствия.
Называемое «загадочным» изображение возле источника в пещере Ласко. © Alistair Coombs
В соответствии с предварительно опубликованной командой доктора Мартина Свитмена из Эдинбургского университета, в сотрудничестве с коллегами из Кентского университета, на портале ArXiv.org, а затем и в журнале Athens Journal of History информацией, исследованию подверглись обнаруженные в разных частях Европы доисторические росписи И, как оказалось, они представляют собой - в отличие от того, как считалось раньше - не просто образы животных, а представленные в животной символике рисунки созвездий ночного неба, которые использовались для отображения событий, например, падения кометы.
В своем исследовании ученые предположили, что примерно 40 тысяч лет назад люди уже умели измерять время с помощью своих знаний о медленно меняющихся на протяжении тысячелетий положениях звезд. Таким образом, открытие показывает, что уже эти доисторические люди понимали эффект, вызванный постепенным смещением оси вращения Земли. До сих пор ученые считали, что открытие этого явления, известного как прецессия равноденствий (равноденствие), было сделано и впервые понято лишь только древними греками, но никак не раньше.
Но, как выяснилось, люди уже знали об этом еще примерно в то время, когда только-только вымерли неандертальцы, и, предположительно, еще до того, как люди поселились в Западной Европе: последние полученные данные позволяют определять время рисунков с точностью плюс-минус 250 лет. К таким выводам пришли участники исследования.
Эти выводы также свидетельствуют о том, что астрономические знания этих праисторических людей были намного больше и сложнее, чем было принято считать ранее. «Такие знания могли даже позволить им ориентироваться в открытом море, что, в свою очередь, могло бы совершить настоящую революцию в наших представлениях о доисторической миграции людей».
Украшенный изображениями животных «столб 43» в мегалитическом комплексе Гёбикли Тепе. © C0
В местах доисторических палеолитических и неолитических произведений искусства, изображающих животных, в Турции, Германии, Франции и Испании, ученые столкнулись с одной и той же методикой обозначения терминов и дат, основанных на понимании астрономии. И это даже с учетом того, что разные рисунки отстояли друг от друга во времени даже на нескольких десятков тысяч лет.
В своей работе исследователи под руководством Свитмена подтвердили интерпретацию рельефных изображений на каменном столбе в Гёбекли Тепе, что на территории современной Турции, как изображение падения кометы на Землю, которое стало причиной Малого ледникового периода около 11 000 лет назад - так называемый Малый или Поздний дриас.
Кроме того, ученые сумели расшифровать, возможно, самое известное наскальное произведение, изображающее умирающего человека и многочисленных животных, которое также теперь можно считать своеобразным памятником падению кометы около 15 200 лет до Рождества Христова.
И скульптуры, как «Человеколев» возрастом 40000 лет из немецкой пещеры Холенштайн-Штабель, ученые рассматривают, как подтверждение описанной доисторической системы датировки и напоминаний. © Dagmar Hollmann (via WikimediaCommons) CC BY-SA 3.0
Исследователи построили свои открытия на сопоставлении возраста многочисленных образцов наскального искусства, возраст которых известен благодаря результатам химического анализа используемых красок, с диспозициями доисторических расположений звезд, видимых в ночном небе.
Таким образом, «некоторые из древнейших в мире образцов изобразительного искусства оказались свидетельством неожиданно комплексных и сложных астрономических знаний, которыми обладали наши доисторические предки», - заключает Свитман. - «В интеллектуальном смысле эти знания вряд ли отличаются от наших. Наши открытия еще раз подтверждают теорию нескольких столкновений с кометами в процессе развития человечества, но при этом оно сможет, вероятно, изменить наши взгляды на доисторического человека вообще».